МОСКВА, 23 авг — РИА Новости/Прайм. ФГУП "Гидрографическое предприятие" (входит "Росатом") планирует в 2025 году исследовать акваторию для проекта строительства глубоководного порто Найба, южнее действующего порта Тикси в Республике Саха (Якутия), следует из сообщения компании.

Местные власти рассчитывают, что новый порт Найба будет введен в эксплуатацию в 2028-2029 годах. "Сегодня идея строительства глубоководного порта в районе села Найба, возникшая три года назад, находится на стадии декларации о намерении", — рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев на конференции "День инвестора", организованной Минвостокразвития в Москве.

На подготовительный период выделяются 2025-2026 годы, на строительство причалов — 2026-2028 годы. Исследования акватории в 2025 году проведет ФГУП "Гидрографическое предприятие".

"Нужно провести изыскания, обосновать инвестиции. По нашим оценкам, в выбранном районе достаточные глубины, порядка 14-17 м, однако нужно определить границы. Планировалось провести исследования акватории в августе 2024 года, однако по ряду причин они были перенесены", — сказал Сивцев.

Власти рассчитывают на инвесторов, которые "готовы начать с оборота в 300-600 тысяч тонн". Это, по его словам, могут быть как добывающие, так и транспортные предприятия.

Проект рассчитан на грузовую базу нефтегазохимических кластеров в Арктической зоне и Кючусского кластера (добыча золота и других металлов), его предполагается реализовать в два этапа, размер инвестиций первого этапа составляет около 30-60 млрд рублей, к 2028 году проектный грузооборот порта составит 1,5 млн тонн в год, из них 1 млн тонн наливные грузы, 0,5 — сухогрузы. К 2035 году планируется увеличить мощность до 3,2 млн тонн, из которых 2 млн тонн составят наливные грузы.

На первом этапе планируется построить 2 причала — для сухих и наливных грузов. По плану, к порту должен быть в два этапа проложен автозимник продленного действия (период 2025-2026 годы) с перспективой развития до круглогодичной двухполосной автодороги (2027-2032 годы) протяженностью 347 км, включая 7 мостов. Дорога свяжет порт с Кючусским кластером, а также с рекой Лена, выходящей на Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, которая в свою очередь связана с Транссибом и напрямую с КНР.

https://gold.1prime.ru/news/20240823/551558.html