В конце апреля СПБ Биржа объявила о запуске сегмента "СПБ Юниоры", цель которого — поддержка российских юниоров, и первое размещение намечено на июнь.
Компании на ранней стадии развития сталкиваются с серьезными "вызовами", и часто не могут найти поддержку в финансировании. Десятки лет многие страны имеют биржи для таких компаний, теперь и в России подобный финансовый инструмент становится реальностью, и уже до конца года может разместиться до 10 компаний, уверен председатель правления и генеральный директор СПБ Биржи Роман Горюнов.
КАНДИДАТЫ
По оценкам экспертов, в России более 10 тысяч юниорных компаний. "Мы понимаем, что все они не пойдут на биржу, но потенциал биржевого сегмента исчисляется сотнями", — отметил Горюнов.
Председатель совета сегмента "СПБ Юниоры", управляющий партнер Polarctic Capital Андрей Новиков считает, что на данный момент наблюдается большой отложенный спрос. "Более 10 тысяч компаний имеют лицензии на разведку, из них большая часть юниоры, и часто половина этих компаний возвращают лицензии, потому что они просто не могут найти средств для работы. Наличие сегмента позволяет решить эту проблему", — сказал Новиков.
"На сегодня уже более 30 юниорных горных компаний заинтересовались размещением акций в сегменте "СПБ Юниоры". Из них порядка 70% расположены на Дальнем Востоке, большинство запросов поступило из Якутии", — сообщил Горюнов.
По его словам, большая часть заинтересованных "юниоров" занимается разведкой россыпных месторождений золота, некоторые из них входят в состав средних и крупных горнодобывающих предприятий. В частности, проявили интерес дочерние предприятия "Высочайшего", "Селигдара", Polymetal. "Но пока незначительная часть этих юниоров соответствует требованиям биржи, чтобы разместить акции", — отметил Новиков.
Перед допуском к листингу юниор проходит квалифицирующую процедуру, в ходе которой отбираются компании с квалифицированными командами, с достаточно хорошо разведанными месторождениями, с качественно подготовленными проектами их дальнейшей разведки и разработки, и всё это должно быть подтверждено независимой экспертизой по российским и международным стандартам.
Процедура также включает подготовку юниора к листингу с точки зрения укрепления их финансовой устойчивости, а также софинансирования горных проектов со стороны создателей юниоров и профессиональных инвесторов.
"Например, объема под тонну золота уже достаточно, чтобы выводить компанию на биржу", — рассказал Новиков.
Условия размещения предполагают, что на первом этапе запуска сегмента минимальная капитализация компании должна быть 500 миллионов рублей, и минимальный free float — 5%. На втором этапе — 2 миллиарда рублей, и 10% — free float. Это сделано для того, чтобы расходы на листинг были подъемными.
АКТУАЛЬНОСТЬ
"Российский рынок переживает существенные перемены и требуются изменения в его структуре. В текущей ситуации приход на рынок новых компаний, для которых требуются инвестиции, и которые не сильно зависят от конъюнктуры рынка и их операционной деятельности, и от того, насколько будут подтверждены или нет те запасы, которые предварительно разведаны — это хорошо. Вот эта независимость от поведения рынка, от того, что происходит с крупнейшими компаниями — это позволяет нам рассчитывать, несмотря на неопределенность на рынке, что эти компании могут показывать достойные результаты, а для инвесторов — приносить существенный доход. Поэтому мы оптимистично смотрим на развитие сегмента", — заявил Горюнов.
По словам Новикова, если раньше юниоры воспринимались, как новый высокорисковый инструмент, то сейчас риски юниоров остались, но, при этом, весь традиционный сектор стал существенно рискованнее. "Юниоры как раз выгадали от всей ситуации. Их привлекательность повысилась сопоставимо с другими бумагами", — считает он.
"Логика инвестирования в юниоров — как в стартап, это максимально быстрый рост. Соответственно, минимальные инфраструктурные расходы и максимальный рост инвестиций в результат", — добавил Новиков.
ЦЕЛИ
Юниоры с выходом на биржу получают финансовое плечо. "Сейчас они тратят 100% своих средств, а при выходе на биржу они смогут сократить расходы в четыре раза", — уверен Новиков.
Наличие ликвидности организованного рынка для юниоров очень важно для инвесторов. "Более 15 лет в РФ пытались создать такой рынок. Для юниоров и вообще для горной отрасли это означает реальное восполнение минерально-сырьевой базы (МСБ)", — рассказал Новиков.
В тех странах (Австралия, Канада), где этот рынок существует давно — где в листинге более сотни юниорных компаний, там МСБ восполняется на 70% и выше за счет деятельности юниоров. А в России за последние 30 лет было вообще восполнено лишь 10% МСБ, а остальное — досталось в наследство от советского времени.
"По международной практике 80% юниоров заканчивают публичную деятельность путем поглощения себя мейджором, а 20% остаются самодостаточными производственными компаниями, которые затем могут переходить на основной сегмент биржи", — рассказал директор департамента листинга и первичного рынка, Оксана Деришева.
Истории публичного листинга юниорных компаний — более 20 лет. В мире насчитывается 4 международные юниорные биржи, в общей сложности на них представлены акции более 2000 юниоров. Общая капитализация международного рынка юниоров превышает более 70 млрд долларов.
Вестник Золотопромышленника
https://gold.1prime.ru/reviews/20220505/453790.html