Картину привлекательности золота с точки зрения актуальных и потенциальных покупателей в своём нетрадиционном исследовании попытался получить World Gold Council (WGC).

Экспертами было опрошено 18 тысяч розничных инвесторов по всему миру, основное большинство которых из Индии, США, Китая, Германии, России и Канады. Главное внимание в этом исследовании уделено проблемам рынка золота.

Вице-президент компании "Золотой монетный дом" Алексей Вязовский специально для Вестника Золотопромышленника рассмотрел отчёт WGC с точки зрения привлекательности драгметалла у россиян.

В настоящее время золото прочно утвердилось в качестве одного из самых востребованных активов в глазах инвесторов, и занимает третье место в списке наиболее стабильно покупаемых в мире:

  • 46% розничных инвесторов предпочитают продукты из золота,
  • 54% — страховые полисы,
  • 78% — открывать сберегательные счета.

Что касается рынка ювелирных изделий, то 56% потребителей регулярно покупают золотые украшения, а 34% — изделия из платины.

Розничные инвесторы покупают желтый металл в случае необходимости защитить сбережения от последствий серьезной нестабильности на финансовых рынках, а также инфляции. За последний год 44% всех покупок драгметалла были совершены из-за усиления экономических и политических рисков. 61% опрошенных доверяют золоту больше, чем фиатным валютам.

Одной из самых сильных сторон рынка золота является наличие многочисленных и разнообразных инвестиционных продуктов. Как говорится: "Чем больше, тем лучше".

Инвесторы с легкостью могут подобрать продукт, который удовлетворяет их персональные предпочтения. Например, украшения удовлетворяют эмоциональные и культурные потребности, паями в золотых биржевых фондах удобно торговать, а физические слитки и монеты считаются престижными для накопления, которые можно легко купить и продать.

Одна из проблем рынка заключается в недостатке доверия. Для того, чтобы золото, и изделия из него активнее продавались необходимо обеспечить прозрачные и справедливые условия, — покупатели должны быть уверены в своем выборе.

Конечно, для большинства проблема доверия остро не стоит, однако новые, потенциальные покупатели могут столкнуться с ней. Новичкам часто не хватает знаний и опыта, что заставляет их нервничать, а это усложняет установление доверительных отношений между участниками рынка.

По данным WGC, отсутствие доверия является значительным препятствием для покупки большой группы респондентов, которые никогда не приобретали золото, но относятся к такой возможности положительно. Эту причину указали 48% розничных инвесторов и 28% покупателей ювелирных украшений. В этом контексте дилерам монет стоит обратить внимание на сертификаты качества и пробы соответствующей золотой продукции.

Еще одним препятствием является медленное — не такое быстрое как в других активах, внедрение технологических инноваций. Мы живем в эпоху, когда люди постоянно пользуются смартфонами, планшетами — всевозможными гаджетами, благодаря которым можно находить и покупать понравившиеся товары.

Несмотря на то, что во многих странах уже функционирует масса онлайн-платформ для торговли физическим и цифровым золотом, потенциал для расширения рынка огромный. По мнению 40% опрошенных, именно простота совершения сделок является ключевым требованием для инвесторов, покупающих золотые слитки, монеты и ювелирные украшения.

Однако, при наличии цифровизации многих золотых инвестиционных продуктов, потребители считают, что некоторые сделки все равно необходимо совершать по телефону или при личной встрече. Так, розничные инвесторы по всему миру покупают монеты в онлайн-режиме только в 9% случаев по сравнению с покупателями паев в биржевых фондах, выбирающих такой способ в 25%.

Проблемой является и низкая осведомленность населения об инвестиционных качествах золота. Согласно опросу WGC, половина респондентов не встречали упоминаний о драгметалле в СМИ, а двум третям розничных инвесторов по всему миру не хватает информации для покупки золота. В частности, большинство не знает, какие факторы влияют на ценовую динамику, считая, что желтый металл им не по карману.

В России на вопрос: "Рассматриваете ли вы возможность покупки драгметалла в будущем", — были получены следующие ответы:

22% рассматривают такую возможность, и уже имеют опыт покупок в прошлом. У Китая этот показатель составляет 72%;

57% рассматривают, но ни разу не покупали золото. На втором месте после России такой ответ давали в Канаде — 42%. При этом 20% вообще не собираются покупать желтый металл. В то же время меньше всего — 4% опрошенных — не будут покупать драгметалл в Индии и Китае, а больше всего — в Канаде — 34%.

Таким образом, популярность золота среди российских инвесторов невелика, но при этом они все чаще думают о золоте, что указывает на огромный потенциал внутреннего спроса.

По статистике 2018 года, российский объем спроса со стороны физических лиц составил около 3 тонн (в Китае — 304 тонны), а в условиях дальнейшей либерализации этого рынка, например, после отмены НДС на слитки, данный показатель может вырасти до 50 тонн в течение 5-10 лет, считают в WGC.

Одной из главных причин непопулярности драгметалла в РФ является то, что долгое время в истории страны соответствующей финансовой культуры в принципе не существовало. В Советском Союзе владение золотом, как инвестицией было сильно ограничено, а выпуск монеты "Сеятель" скорее было исключением из правил.

Теперь внимание к золоту у отечественных инвесторов постепенно возрастает, но должно пройти еще несколько десятков лет до того, как широкие слои населения заинтересуются драгметаллом как инвестиционным активом, следуя примеру Центрального банка страны.

Вестник Золотопромышленника

https://gold.1prime.ru/reviews/20191125/340863.html