Золото к концу февраля, на фоне геополитической напряженности выросло в цене на 6% до 1910 долларов за унцию. Это самый высокий месячный показатель с мая 2021 года. Инфляция и процентные ставки оставались также важными драйверами, отмечают эксперты World Gold Council (WGC).
Данные по индексу потребительских цен в США и Европе в начале месяца подтвердили, что инфляция не собирается снижаться. Но на фоне растущей волатильности и геополитической напряженности в Украине, спрос на золото в качестве убежища перевесил влияние более высокой номинальной доходности и незначительного повышения курса доллара США.
Общее отношение к риску было очевидным в течение всего месяца. Мировые фондовые рынки значительно снизились в феврале, что продолжило спад в годовом исчислении. Во второй половине февраля, с началом российской операции в Украине, упала номинальная доходность доллара, хотя в конце месяца она все же выросла. Опасения по поводу инфляционных последствий российского вторжения также привели к тому, что спрэд между доходностью 2-х и 10-летних казначейских облигаций США сократился до самого низкого уровня с апреля 2020 года.
Позиционирование COMEX и приток в золотые ETF поддерживались этими рисками. За неделю, закончившуюся 1 марта чистая позиция по фьючерсам на золото подскочила до 56 млрд долларов (904 тонны), что является самым высоким уровнем с июля 2020 года. Золотые ETF продолжали наполняться золотом, при этом активы под их управлением выросли на 2 млрд долларов (35 тонн). Эти притоки были почти поровну разделены между фондами, зарегистрированными в США и Европе.
ФРС. В марте состоялось долгожданное заседание ФРС, на котором процентные ставки, как и ожидалось были повышены на 25 базисных пунктов впервые с 2018 года. Рынок уже давно учёл это повышение, но в январе прогнозы были агрессивнее — до 50 базисных пунктов. Ситуация в Украине добавляет неопределенности в и без того туманные перспективы.
Центральные банки, борющиеся с многолетней высокой инфляцией, теперь должны оценить, насколько этот конфликт может дестабилизировать рынки.
Одним из серьезных последствий может стать галопирующая инфляция, исходя из того, что Россия один из ключевых поставщиков энергоресурсов. Цены на нефть только в течение февраля подскочили на 9%, впервые с 2014 года превысив 100 долларов США за баррель, что оказало дополнительное давление на восстановление мировой экономики.
Высокое инфляционное давление ограничивает способность облигаций служить активом-убежищем в портфелях инвесторов, учитывая влияние на потоки фиксированного дохода. Это может еще больше повысить интерес к золоту как к диверсификатору с его исторически высоким доходом в периоды растущей инфляции и емким и ликвидным рынком.
Недавние события представляют собой наглядный пример того, почему золото является таким эффективным и хорошо зарекомендовавшим себя средством хеджирования как ожидаемых, так и непредвиденных рисков.
Китай. После новогоднего высокого розничного спроса, который отмечается в Китае в начале февраля, снижение объемов продаж указывает охлаждение интереса к физическому золоту.
Вероятно, это связано с тем, что производители пополняли свои запасы до нового года. Соответственно, локальная премия к цене на золото в течение месяца снизилась. Между тем, в феврале сократился и объем китайских золотых ETF. Похоже, что многие китайские инвесторы продолжают действовать тактически в отношении своих ETF: растущая цена на золото спровоцировала фиксацию прибыли, способствуя ежемесячному оттоку.
Индия. Февраль продолжил отрицательную динамику января в индийском розничном спросе. Резкий скачок цены на золото на событиях в Украине застал потребителей врасплох, что привело к отсрочке запланированных покупок во второй половине месяца. Это привело к тому, что к концу февраля местные цены были ниже мировых на 14-15 долл/унция по сравнению с небольшой премией в 1-2 долл/унция в первой половине месяца.
Индийские золотые ETF в течение февраля зафиксировали частичный отток в размере 0,5 тонны, в основном из-за фиксации прибыли при высокой цене на золото. К марту общий объем индийских золотых ETF снизился до 36,2 тонны.
Центробанки. В конце февраля после ужесточения международных санкций Центральный банк России объявил о возобновлении закупок золота на внутреннем рынке. Прошло два года с тех пор, как Россия приостановила закупки золота, накопив более 1900 тонн в период с 2006 по 2020 год. В конце января золотые запасы России составляли чуть менее 2300 тонн, что составляло 21% от общих запасов.
ETF. Золотые ETF в феврале добавили еще 35 тонн (2 млрд долларов) к глобальному портфелю. Общие вложения в эти продукты в настоящее время составляют 3651 тонны (224 млрд долларов), что является самым высоким уровнем с февраля 2021 года.
Притоки снова были сосредоточены в фондах Северной Америки и Европы, хотя по сравнению с январем они были распределены более равномерно. Скромный отток средств снова наблюдался в Азии, во главе с китайскими ETF.
Вестник Золотопромышленника
https://gold.1prime.ru/analytics/20220322/448402.html