Закон "О старательской деятельности" Государственная Дума РФ приняла в первом чтении 12 июля 2023 года. Предполагается, что его основные статьи вступят в силу 1 марта 2024 года. Он повысит доступность старательского вида деятельности, а также приведет к снижению нелегальной добычи и незаконного оборота золота.

Законопроект с неофициальным названием "О вольном приносе" в различных вариантах и в различных государственных структурах обсуждался более 20 лет, и вот уже в который раз он находится на финише.

Вестник Золотопромышленника обратился к участникам отрасли и представителям различных государственных структур с единственным вопросом:

- Нужен ли в России закон "О вольном приносе"?

 

 

 

Олег Косолапов, министр природных ресурсов Магаданской области

полный текст интервью на нашем сайте — читать

- За счет вольноприносителей производство золота в Магаданской области может увеличиться не на одну сотню килограммов в год.

Мы считаем, что этот закон однозначно нужен. С принятием закона "О старательской деятельности" нелегалов — черных копателей можно будет максимально вывести на поверхность, привести к минимуму количество преступлений в золотодобыче.

У нас в регионе есть территориальная особенность — отсутствие развитой транспортной инфраструктуры, следовательно, есть возможность организовать контроль за работой индивидуальных старателей и мониторинг вывоза золота.

Площадь, на которой планируется предоставлять им участки, локализована: около 1,5 тысячи гектаров в Сусуманском районе. Эта территория сверена с департаментом по недропользованию. Как только будет принят закон, мы сформируем реестр участков, каждый — не более 10 гектаров. Максимальный объем золота старатели будут сдавать в золотоприемные кассы действующих крупных предприятий.

Скажу абстрактно: "черные старатели" продают нелегальным структурам золото по цене вдвое меньше его реальной стоимости. А сдавать в официальные золотоприемные кассы можно будет с дисконтом, допустим, максимум 10-15%. Процесс мы отладим.

Даже если на каждом участке вольноприносители будут добывать за сезон в среднем 10 кг в год, то это уже получится порядка 1,5 тонны золота со 150-ти участков.

 

 

 

Александр Басанский: первый заместитель председателя Магаданской областной Думы

по материалам "ГТРК-Магадан"

- Проблема принятия закона о вольном приносе уже назрела. Но тот закон, который сейчас есть, довольно сырой, от закона в нем фактически одно название. Чтобы он начал действовать, над ним надо поработать во втором чтении. Закон должен отражать всю истинную картину, все механизмы того, как он будет работать.

Сегодня мы можем продавать золото только кровопийцам-банкирам и не можем реализовывать ювелирным предприятиям и другим потребителям. Когда золото станет товаром, как огурцы, картошка, мясо, молоко, это будет совершенно другая тема. Почему у нас такой менталитет, что этого не должно быть? Он должен быть совершенно другим. это подразумевает совершенно иной оборот металла, понадобится более мощный контроль, более серьёзная административная и уголовная ответственность за нарушение нормативных правовых и законодательных актов. Мы должны двигаться и развиваться в этом направлении. По материалам "ГТРК-Магадан".

 

 

 

Юдаков Николай Михайлович, председатель правления А/С "Восток"

- Этот закон "О старательской деятельности" должен быть несколько другим. Во-первых, старатели в России были еще 200 лет назад, и сегодня они прекрасно работают, этому примером может быть наша артель. Мы не ООО, не АО, не ТОО, мы именно Артель Старателей с 1971 года. За это время — 52 года — мы в совокупности добыли 50 с лишним тонн россыпных золота и платины. Это мощное, современное предприятие, с современной техникой, оборудованием, технологиями, — мы старатели в чистом виде и нам не нужен новый закон.

Я хочу сказать, что по сути это закон "о вольном приносе", о индивидуальной деятельности отдельных людей, а не старателей. И если он будет принят в том виде, в каком он сейчас есть, то будет очень много проблем в-первую очередь у самого государства. Не проработаны очень важные детали. Самое главное, — это будут хищения, и не определён механизм приёма и сдачи золота. Кто будет принимать это золото, на каких основаниях, кто будет брать на себя ответственность за то откуда это золото.

Я вижу эти проблемы, но инициаторы — Забайкалье и Колыма, наверное, у них есть аргументы для этого. Я бы очень осторожно отнёсся к этому законопроекту.

 

 

 

Игорь Елисеев, генеральный директор ООО "Гурбей золото"

- Я считаю, что основным результатом принятия данного закона станет значительное упрощение легализации незаконно добытого и украденного золота.

Сегодня каждый преступник понимает, что, если его поймают с незаконно добытым или украденным золотом, он получит уголовное дело. Завтра всегда можно будет ответить, что золото добыто на старательском участке, и опровергнуть такие слова будет крайне сложно.

Во-вторых, по некоторым данным, дисконт при продаже незаконного золота достигает 50 и более процентов. После принятия закона появится возможность внешне законно приобретать незаконно добытый металл, что значительно снизит риски покупателей, а значит приведет к снижению дисконта на незаконно полученный металл. Следовательно, доходность незаконной добычи и иного незаконного получения металла повысится, что, очевидно, увеличит масштабы такой деятельности. А пострадают, как всегда, добропорядочные предприятия и государство.

Я считаю, что сегодня государство и так слишком мягко относится к нарушителям правил оборота драгоценных металлов. Правоохранительные органы снисходительно относятся к работникам золотодобывающих предприятий, которых ловят на воровстве. Ответственность нужно ужесточать, а не давать новые возможности для совершения преступлений.

 

 

 

Михаил Брук, председатель Союза золотопромышленников Якутии

- Либерализация добычи золота по ряду позиций давно назрела, и упорядочение законодательства, нормативных актов в это области требует существенной переработки.

Если говорить про нынешний законопроект, то мы на разных этапах его обсуждения выделяли в нём три момента:

Первое. В нём говорится что, деятельность этих самых старателей не регулируется законом "О недрах". Я считаю, что это принципиальный недостаток, и он сразу же противопоставляет этих вольных приносителей легальным сегодняшним недропользователям и формирует некую серую зону.

Второе. В нём содержится ряд позиций, которые не имеют прямого действия, а отсылают к разным правительственным актам, и соответственно предполагает возможность произвольного толкования и лишает возможности контроля за ведением собственно работ, а также контроля с точки зрения экологии, охраны природы.

Третье. Этот законопроект (так, как он сегодня прописан) исполнить практически невозможно. Потому что, следуя нормативам (ограничениям), которые он предусматривает, вообще не реально что-то добыть. Мы прекрасно понимаем, что, пользуясь этим законом, люди будут брать нормальную землеройную технику, и их никто не проверит. А если проверит, то максимум в одном проценте случаев. В законе не предусмотрены расходы на контрольные мероприятия и на содержание контролеров. А это существенно, потому что у нас сегодня не хватает контролеров, а когда расползутся в огромном количестве эти вольные приносители, то их вообще никто не проконтролирует.

И наконец. Законопроект предполагает достаточно высокую вероятность того, что на небольших предприятиях по добыче золота начнется воровство. Будут воровать сами рабочие с промприбора и сдавать это золото. Если крупное предприятие в состоянии содержать службу безопасности, то у небольших нет таких возможностей. Соответственно это подорвёт их экономическую основу.

Подводя итог, я бы сказал, — очень жаль, что авторы этого законопроекта изначально плотно не работали с профессионалами при разработке этого закона. И до сих пор наше мнение не в должной мере ими учитывается.

 

 

 

Сергей Кашуба, председатель Союза золотопромышленников России

- Союз золотопромышленников никогда не поддерживал данный законопроект. Мы абсолютно солидарны по этому вопросу с позицией Союза старателей России, для участников которого добыча золота из россыпных месторождений является сутью их профессиональной деятельности.

Предлагаемый законопроект противоречит базовым российским законам в части добычи драгметаллов, и устанавливает особенные нормы для индивидуальных предпринимателей.

В 90-ые годы в Магаданской области уже был разрешён вольный принос, тогда многие старатели не занимались добычей, а, вступали в преступные связи с отдельными работниками госдобычи, принимали похищенное ими золото и сдавали его под видом старательского.

Принятие законопроекта создаст законодательную базу для нелегальных скупщиков, которые в первых рядах пойдут получать лицензии на добычу россыпного золота. На лицензионных участках за небольшую плату будут изображать работу "индивидуальные предприниматели", а за их спиной будут орудовать истинные владельцы подпольных скупочных пунктов. В этом случае мы не исключаем смыкания подобной "старательской добычи" с процветающим "заявительным принципом" выдачи лицензий, который уже породил массу примеров незаконной добычи золота на россыпных месторождениях под видом их опытно-промышленной отработки.

 

 

 

Зариф Байгускаров, Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII иVIII созывов, член комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды

- Законопроект "О старательской деятельности", который в настоящее время находится на рассмотрении, содержит ряд серьезных рисков.

Предлагаемая им схема выводит из-под действия Закона "О недрах" регулирование добычи золота. Тем самым разрушается система недропользования, действующая на данный момент, что влечет частичную потерю контроля и учета государства на федеральном уровне за золотом, которое является стратегическим полезным ископаемым.

Более того, в текущей редакции, старательские участки могут стать препятствием для реализации государственных программ геологического изучения недр и программ лицензирования.

Авторы законопроекта полагают, что законопроект будет направлен на физических лиц, не обладающих финансовыми средствами. При этом, контроль за такой деятельностью будет скорее номинальным.

С учетом предоставляемых законопроектом возможностей старателям, существует вероятность бесконтрольного пользования земельным участком, лесными, водными биологическими ресурсами. Как показывает практика, даже при наличии лицензии на пользование недрами только на геологическом изучении недр, когда составляется проектная документация и, в полной мере осуществляется контроль за деятельностью, допускаются серьезные нарушения природоохранного законодательства, иногда имеющие необратимые последствия для окружающей среды.

При этом не решен вопрос о страховочных механизмах в случае причинения ущерба окружающей среде, поскольку у старателей — физических лиц скорее всего просто не будет средств и возможностей для ликвидации последствий ущерба и для восстановления окружающей среды.

В Государственной Думе проведено достаточно много мероприятий и обсуждений по законопроекту "О старательской деятельность", во время которых была высказана масса вопросов и опасений. Многие положения законопроекта необходимо дорабатывать. Учитывая, что полностью нивелировать риски в законопроекте практически невозможно, введение регулирования старательской деятельности наименее безопасно будет исключительно в экспериментальном режиме на ограниченный срок и на территории отдельных субъектов.

 

 

 

Виктор Таракановский, председатель Совета союза старателей России

полный текст интервью на нашем сайте — читать

- Считаю, что закон "о вольном приносе" откроет путь воровству и бандитизму — золото и сейчас опасное дело, а тут откроется новый шлюз.

СПРАВОЧНО:
Чтобы стать индивидуальным старателем (вольным приносителем), необходимо зарегистрироваться как ИП, выбрать участок из реестра и оформить разрешение на добычу золота на три года с возможностью однократного продления.

Площадь участка не должна превышать 10 гектаров. При этом ИП сможет работать лишь на одном участке, снимать слой земли до 5 метров, привлекать до 10 наемных работников, добывать не более 30 кг золота в течение трех лет.

Старателям запрещается использовать взрывчатые, загрязняющие и экологически опасные вещества, химические способы добычи золота, применять оборудования мощностью более 5 киловатт (за исключением транспортных средств с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн).

Вестник Золотопромышленника