МОСКВА, 29 мая — РИА Новости/Прайм. Мировая алмазная промышленность переживает стремительный и беспрецедентный крах, хотя некоторые аналитики отрасли утверждают, что, хотя спад и серьезен, он не является смертельным, рассказала предприниматель и ученый в сфере технологий Лианна Кемп.
Падение доходов, остановка операций и растущие сомнения относительно культурной и экономической значимости алмазов — вот лишь некоторые из симптомов, которые приводит Кемп, настаивающая на том, что отрасль не просто идет на спад. По ее словам, она "разваливается".
Прошлый квартал обнажил всю серьезность кризиса. De Beers компании Anglo American потерял 44% выручки и сидит на нераспроданных запасах на сумму 2 млрд долларов. По данным профсоюза горняков, компания планирует сократить более 1000 рабочих мест на своем совместном предприятии Debswana, хотя эта операция является ключевой для экономики Ботсваны.
Российская компания "Алроса", находящаяся под жесткими санкциями, сообщила о падении прибыли на 77% и остановила работу на ключевых горнодобывающих объектах. Petra Diamonds, пострадавшая от 30%-ного снижения продаж, потеряла своего генерального директора и теперь на этой должности работают два человека, пока компания распродает активы, чтобы остаться на плаву.
Lucapa в Австралии ввела добровольное управление, в то время как Koidu Limited в Сьерра-Леоне закрыла производство и уволила более 1000 сотрудников, потеряв 16 млн долларов из-за забастовок. Даже Lucara, которая работает как в Ботсване, так и в Канаде, теперь столкнулась с предупреждением о "непрерывности деятельности", несмотря на продолжающиеся инвестиции в ее шахту Karowe.
"Это не отдельные события. Это симптомы отрасли, чьи структуры затрат, культурная значимость и геополитические основы больше не соответствуют текущему моменту", — написала Кемп.
Автор отмечает, что традиционная история бриллиантов о постоянстве, романтике и редкости больше не находит отклика в мире, который требует этичного отбора источников, устойчивости и прозрачности.
Но не все видят экзистенциальную угрозу. Аналитик отрасли Пол Зимниски предлагает более сдержанную точку зрения. "Это был болезненный период, особенно за последние три года", — рассказал он порталу Mining.com. Он связывает большую часть спада с постковидной коррекцией спроса после рекордных продаж в 2021 и 2022 годах, рецессией на рынке предметов роскоши в Китае и разрушительным ростом выращенных в лаборатории бриллиантов.
Зимниски утверждает, что ослабление этого давления может вернуть сектор к росту. Тем не менее, он признает, что судьба отрасли зависит от ее способности возродить желание иметь дело с природными алмазами.
"Если отрасль станет апатичной и потеряет свой путь на маркетинговом фронте, все ставки будут сняты", — предупредил он.
Теперь в центре внимания De Beers. Когда-то синоним искусственного дефицита и агрессивного брендинга, компания выставлена на продажу. Anglo American отразила обесценение на 4,5 млрд долларов, но покупателей так и не нашлось.
Некоторые предлагают репозиционировать алмазы как стабильные, торгуемые активы. Но Зимниски настроен скептически. "Алмазы не взаимозаменяемы, как золото", — сказал он. "Во вторичной торговле больше трений. Тем не менее, самые редкие и высококачественные камни по-прежнему будут рассматриваться как средства сбережения".
Для экономик, "чувствительных" к изменениям на алмазном рынке, таких как Ботсвана, Канада, Намибия, Ангола и Россия, ставки высоки, говорит Зимниски. Он отмечает, что урок последних лет очевиден: повествование и маркетинг теперь имеют решающее значение. "Это роскошный продукт — его нужно продавать как таковой. Все заинтересованные стороны должны внести свой вклад в формирование сообщения".
Старая эра алмазов, укорененная в мистике и монополиях, заканчивается. То, что придет дальше, должно быть более скромным, более прозрачным и основанным на сегодняшних ценностях. Блеск не исчез, но ему нужна новая причина, чтобы сиять.
https://gold.1prime.ru/news/20250529/587806.html






