Крупнейший производитель серебра и один из ведущих добытчиков золота в России, компания Polymetal, перевозит головной холдинг с острова Джерси в Казахстан. Новым местом регистрации станет Международный финансовый центр "Астана" (МФЦА).

Как изменения отразятся на деятельности компании, как она планирует развиваться в Казахстане, чего стоит ожидать от санкций и нового европейского налога рассказал в интервью "Курсиву" главный исполнительный директор Polymetal International Виталий Несис.

- Виталий Натанович, как санкции отразились на компании?
- Давайте сразу разделим Polymetal International на две части: это активы компании в Республике Казахстан и активы в Российской Федерации. На активах в Казахстане санкции никак не отразились, мы продолжаем работать в обычном режиме и никаких фундаментальных сложностей не ожидаем.

Что касается российских активов, то последствия достаточно обширные и до конца еще не оценены. Скорее всего, эти активы столкнутся со сложностями в сбыте, в снабжении, в осуществлении платежей. Во что это выльется с точки зрения финансовых последствий, говорить пока преждевременно.

- Что даст "переезд" Polymetal с Джерси в МФЦА? В чем его преимущества перед другими юрисдикциями?
- Основное преимущество МФЦА в том, что Polymetal International давно работает в Казахстане. Мы хорошо понимаем эту юрисдикцию, нас многие знают. Компания зарекомендовала себя как результативный и ответственный корпоративный гражданин. Когда мы получили листинг на AIX (биржа МФЦА) в 2019 году, основное преимущество МФЦА декларировалось достаточно четко — географическое положение Казахстана на перекрестке между многими странами. Для нас тогда очень важной была близость к китайскому рынку.

Из-за геополитической ситуации оставаться на Джерси для Polymetal International рискованно, поэтому выбор в пользу МФЦА был достаточно простым, даже очевидным: знакомая страна, выгодное географическое положение, полная сопоставимость правовых режимов с Джерси, то есть английское право. Очень важна также мощная инфраструктура МФЦА и AIX, которая позволяет надеяться, что после какого-то переходного периода мы восстановим свои позиции активно торгуемой публичной компании.

- Существуют ли риски распространения санкций на Polymetal International при "переезде" в МФЦА с сохранением контроля над российскими активами, а также в целом на Казахстан?
- Менеджмент Polymetal International осознает меру ответственности перед акционерами, перед теми, кто имеет отношение к нашему бизнесу в Казахстане, поэтому все возможные шаги для непопадания под санкции казахстанского бизнеса и головной компании будут предприняты. Это наш основной приоритет, и в ближайшее время объявим о первых инициативах в этом направлении.

- Ранее вы называли решение по листингу в Астане стратегическим. Каким вы видите рост доли торгуемых акций компании на бирже МФЦА в ближайшие годы? На каких еще биржах они будут торговаться?
- До недавнего времени активных торгов нашими акциями на AIX по большому счету и не было. Но я с гордостью отмечаю, что в некоторые торговые дни уже сейчас, до переезда, акции Polymetal International самые торгуемые. Появилась ликвидность, интерес со стороны розничных инвесторов. Идет постепенный переток торгов из Лондона в Астану, поэтому я настроен оптимистично. Считаю, что на горизонте 6-12 месяцев получим активно торгуемую, ликвидную бумагу.

С точки зрения других листингов, скорее всего, попытаемся вернуться в Лондон через некоторое время с вторичным листингом, продолжим смотреть на ближневосточные биржи. Однако пара Астана-Лондон, возможно, будет наиболее адекватным ответом на потребности после редомициляции.

- О каких сроках может идти речь по вторичному листингу?
- Когда редомициляция завершится, до полноценного вторичного листинга в Лондоне, думаю, шесть месяцев.

- Какова сейчас структура поставок продукции компании?
- Все золото с казахстанских активов мы продаем через "Тау-Кен Алтын" Нацбанку Казахстана, медный концентрат идет на "Казцинк", часть золотого концентрата реализуем в Китай.

- Окупились ли уже инвестиции в Кызыл?
- Кызыл был запущен в июне 2018 года. Совокупные инвестиции, если сложить сумму, которую мы заплатили за приобретение актива, плюс инвестиции в строительство, составили более $1 млрд. Полная окупаемость, ожидаем, будет достигнута к концу этого года. Таким образом, мы уже близки к тому, чтобы полностью окупить все инвестиции, и при этом мы владеем предприятием, которое будет работать еще не менее 30 лет.

- Как на деятельности Polymetal может отразиться трансграничный углеродный налог, который будет введен в Евросоюзе с 2026 года?
- Мы очень серьезно относимся к рискам дополнительной налоговой нагрузки за углеродный отпечаток, поэтому опережающими темпами двигаемся в сторону его сокращения. Мы уже начали очень амбициозный проект недалеко от нашего месторождения Варваринское в Костанайской области. Речь о технологически сопряженных крупной солнечной и газопоршневой электростанциях. Уже законтрактовали проектно-сметную документацию, идут активные изыскательские работы. Этот проект позволит полностью сгладить потенциальную нагрузку от углеродного налога на наш бизнес в Костанайской области. После его реализации планируем схожий проект и на Кызыле в Абайской области.

На горизонте планирования в пять лет рассчитываем полностью уйти от электроэнергии, полученной от угольной генерации, которая преобладает в Казахстане. В итоге получим очень привлекательный микс из суперчистой солнечной энергии и какой-то части сравнительно чистой газовой генерации.

- О каких суммах инвестиций, сроках и мощности идет речь?
- Готов озвучить цифры по Костанайской области: солнечная электростанция мощностью 22 МВт и газопоршневая 40 МВт, которые должны запуститься к концу 2025 года. Совокупный объем инвестиций около $70 млн.

- В I квартале Polymetal отчитался о снижении объемов вскрыши, добычи и производства на Кызыле и Варваринском хабе. Какие дальнейшие планы по производству в целом и на этих проектах?
- На Кызыле уже стартовала подготовка к переходу на подземный способ добычи, поэтому начинаем делать первые шаги в сторону некоторого сокращения открытых горных работ. По итогам года, думаю, объемы вскрыши вряд ли будут существенно отличаться от прошлого, однако если взять перспективу пяти лет, станем планомерно двигаться в сторону именно подземной добычи.

- В каком состоянии находится площадка для строительства Иртышского гидрометаллургического комбината в Павлодарской области? Какие источники финансирования планируются?
- Я лично с проектной командой месяц назад посетил площадку будущего строительства в Павлодаре. Уже полностью согласованы границы земельных участков, которые свободная экономическая зона готова дать в аренду, есть понимание и по основному технологическому оборудованию. В июне пройдут переговоры по перевозке автоклава, сердца комбината, на площадку. Это достаточно крупный и тяжелый агрегат весом более тысячи тонн, он будет готов к отгрузке из Бельгии в III квартале, и его прибытие в Павлодар станет первой значимой вехой проекта.

Приобретение оборудования традиционно составит довольно существенную долю капзатрат. Планируем привлекать для этого средства экспортно-кредитных агентств из европейских стран. У нас есть такой опыт и с Германией, и с Бельгией, и с Финляндией. Будет, разумеется, и значительная доля собственных средств, потому что наш казахстанский бизнес работает стабильно, уверенно. Срок строительства не один год и не два, поэтому ожидаем серьезную подпитку со стороны собственной прибыли. Компания обладает достаточной финансовой гибкостью и мощью, чтобы реализовать этот проект.

- Насколько эффективно сотрудничество с юниорными компаниями по сравнению с собственной геологоразведкой? Можете назвать перспективные проекты?
- Конкретные проекты не назову, потому что в Казахстане сейчас бум инвестиций в геологоразведку, и мы стараемся наши предпочтения и направления возможных инвестиций держать в секрете.

В целом, считаю юниорское движение очень перспективным, так как лучше, чтобы поисковая геологоразведка была децентрализована и испытывала минимум бюрократического давления. То есть ей лучше заниматься не в контуре очень большой производственной компании, а все-таки силами малых, мобильных, быстрых компаний. В прошлом году в Казахстане мы, например, подписали соглашение с юниором в северном Прибалхашье. Надеюсь, эта практика продолжится и, пользуясь случаем, хочу сказать читателям "Курсива", что мы всегда открыты для такого сотрудничества.

- Президент Касым-Жомарт Токаев отметил необходимость повышения налогов с горнорудных компаний, экспортирующих свою продукцию.
- Налогообложение сырьевых отраслей, особенно тех, кто производит продукцию с низкой долей добавленной стоимости, — это стандартная практика по всему миру. Поэтому общее направление налоговой политики в Казахстане понятно и удивления не вызывает. Уверен, что будущие повышения будут адекватно калиброваны и не станут существенным препятствием планам развития компании.

Для нас сигнал о повышении налоговой нагрузки на экспорт необработанного металла — дополнительный стимул к реализации проекта Иртышского ГМК. Вместо вывоза из Казахстана концентрата двигаемся в сторону производства уже сплава Доре, то есть риски дополнительного налогообложения будут закрыты именно этим инвестпроектом.

- В последние годы Казахстан никак не может избавиться от дефицита дизтоплива. В этом году оно существенно подорожало. Что предпринимает в связи с этим компания?
- Инфляция в Казахстане, конечно, довольно ощутима. Однако не думаю, что итоговый рост себестоимости у нас будет больше 10%, хотя это все равно заметный показатель. Что касается реакции на продолжающиеся сложности на рынке дизтоплива, на рост цен, считаем, что магистральным направлением здесь должна стать проработка вариантов перехода на альтернативные источники топлива. Уже сейчас все наши экскаваторы, которые исторически были на двигателях внутреннего сгорания, электрические. Это сокращает потребление дизтоплива и положительно сказывается на себестоимости, так как электрическая техника дешевле в эксплуатации. В рамках инвестиций в научно-исследовательские работы заключили контракт с одним из вузов Казахстана, будем на Кызыле делать пилотную программу по самосвалам на газомоторном топливе. Оно и дешевле, и экологичнее, с ним нет проблем с доставкой.

Жанболат Мамышев, "Курсив", 1 июня 2023, Казахстан
полный текст: https://kz.kursiv.media/2023-06-01/zhnb-polymetalinterview/

https://gold.1prime.ru/interview/20230603/496157.html