Весной 2023 года группа компаний "Мангазея" выкупила у Highland Gold Владислава Свиблова крупное месторождение золота в Забайкалье. Сумму сделки эксперты оценивают в 100 млн долларов.
В интервью "Ведомостям" владелец группы Сергей Янчуков рассказал о разных видах своего бизнеса — газ, недвижимость, сельское хозяйство. Вестник Золотопромышленника публикует только ту часть, которая касается золота.
- Какой бизнес в группе сейчас является основным и почему?
- Для нас все бизнесы важны. Просто по финансовым показателям самым крупным на сегодняшний момент является золотодобывающий бизнес, т.е. компания "Мангазея майнинг". Хотя основным направлением группы его бы я все равно не назвал.
- Недавно ваша компания заявила о приобретении Тасеевского золоторудного месторождения у Highland Gold. Раскрываете ли вы сумму сделки?
- Нет, это коммерческие условия.
- Объем потенциальных инвестиций в проект можете раскрыть?
- Капитальные затраты там будут на уровне 35-40 млрд рублей. Проект сложный, но очень интересный и перспективный для нас.
Мы рассчитываем в перспективе пяти лет выйти на ежегодный объем переработки руды в размере 2,0-2,5 млн тонн и производство золота во флотоконцентрате до 7 тонн в год. Но пока нам нужно решить много задач. Мы надеемся на сотрудничество с правительством по этому проекту. Совместно нам предстоит закрыть ряд важных вопросов.
Забайкалье вообще особенный и очень важный регион для меня лично. А Тасеевское — одно из ключевых и самых крупных месторождений края. Его реализация позволит обеспечить местное население рабочими местами, окажет положительное влияние на социальную жизнь района. По крайней мере, мы постараемся сделать все необходимое для этого.
"В период нестабильности золото — хороший инструмент"
- А другие активы Highland Gold для приобретения не рассматриваете? Они хотели продать еще несколько проектов.
- Мы смотрели несколько мелких месторождений, но они нам неинтересны с точки зрения стратегии. Так что переговоров на сегодняшний день мы не ведем. Мы и так взялись за очень сложный актив, осознавая все риски.
- У вас в портфеле увеличивается доля упорных руд. Есть ли планы по сотрудничеству с кем-нибудь, с точки зрения переработки?
- У нас есть планы по созданию своего хаба или гидрометаллургического комбината по переработке упорных руд.
- Когда это может случиться?
- Сложно сказать. Вот тут мы как раз столкнулись с санкционными трудностями, потому что есть оборудование, которое действительно сложно получить. Специальные насосы, трубы, дуплекс, супердуплекс и прочее. Поэтому на данный момент мы изучаем все варианты, чем возможно все это заменить. Соответственно, мы надеемся ответить на эти вопросы в течение этого года, тогда и сможем говорить о сроках проектирования и строительства производства. Но для себя мы видим перспективу по созданию своего комплекса. При этом, поскольку в Забайкальском крае много упорных руд, мы будем готовы предоставлять наши мощности и другим компаниям.
Такой план у нас.
- Сколько ориентировочно может стоить этот проект в текущих условиях?
- Мы оцениваем вложения в такой проект на уровне 30-40 млрд рублей.
- Не могли бы вы уточнить, какой объем добычи золота был по итогам года? Какой план на этот год?
- В прошлом году мы выросли более чем на 20% — объем добычи на трех наших месторождениях — Наседкино, Кочковском и Савкино, составил 3,2 тонны золота. В 2023 году ожидаем порядка 2,5 тонны — на Савкино останавливаем производство золота методом кучного выщелачивания.
Вообще, 2023 год для нас будет очень важным: запланировано большое количество исследований и подготовительных работ. Нам предстоит принять ключевые инвестиционные решения и определиться со стратегией развития. Впереди у нас крупные проекты по переработке упорных руд Итакинского, Кочковского и Тасеевского месторождений. В наших перспективных планах на горизонте 5-6 лет войти в топ-5 с добычей около 15 тонн за счет этих активов.
- Аукционы на новые лицензии вас пока не интересуют?
- Мы смотрим на геологоразведку. Это такой бизнес, мы должны постоянно смотреть на "восполнение" минерально-сырьевой базы. А то, что касается сделок по покупке, наверное, нет, потому что для нас объем запасов уже достаточно большой и наша задача сейчас сделать так, чтобы эти запасы работали и приносили пользу.
- Вы ранее говорили, что у вас были тестовые поставки золота на экспорт. Какова сейчас доля экспорта?
- Сейчас экспортом мы не занимаемся, на сегодняшний день продаем все внутри страны, учитывая ситуацию на рынке.
Дисконты на данный момент практически сошли на нет. Соответственно, нам выгоднее продавать золото банкам здесь — тем, которые дают лучшую цену. Да, у нас есть экспортные лицензии и заключено несколько экспортных контрактов. И мы делали, как я говорил ранее, пробные поставки. Но в целом этот сегмент сейчас неконкурентный.
- В прошлом году в связи с налоговыми льготами вырос спрос на золото со стороны физических лиц. Как вы оцениваете этот рынок?
- Это не наш бизнес. Но хорошо, что он появился, потому что, наверное, во многом это позволило сократить дисконт на рынке.
- Какие у вас ожидания по динамике цен на золото на ближайший месяц и ближайший год?
- С учетом того что происходит в мире, а также инфляции, мне кажется, что золото, как минимум, не будет дешеветь. Думаю, что цена будет держаться на уровне, который есть сейчас. В текущий период нестабильности золото — хороший инструмент для сохранения сбережений.
Вестник Золотопромышленника
полный текст опубликован в газете "Ведомости" 19 апреля 2023 года
https://www.vedomosti.ru
https://gold.1prime.ru/interview/20230425/491644.html