За 150 лет работы "Прииск Соловьёвский" извлек из недр почти 240 тонн золота. В прошлом году, после запуска рудного проекта, предприятие вышло на ежегодную добычу 3,5 тонны драгметалла и не намерено опускать планку, — расширяет минерально-сырьевую базу и рассматривает варианты приобретения новых месторождений.
Для руководства стратегия развития предприятия аналогична шахматной партии: мыслить на много ходов вперёд, в данном случае — на перспективу 15 лет, — обо всём этом рассказал в интервью Вестнику Золотопромышленника генеральный директор "Прииска Соловьёвский" Фёдор Сидоров
Вопрос: Фёдор Валентинович, какие производственные результаты вы ожидаете в текущем году?
- Надеемся, что по итогам года объем добычи золота, если и будет отличаться от показателей за 2017 год, то незначительно. Мы планируем добыть 3,5 тонны драгметалла, из них 2,5 тонны россыпного, и тонну рудного.
Вопрос: Будет в перспективе увеличиваться производство рудного золота?
- Мы будем увеличивать объём переработки руды для того, чтобы не снижать уровень золотодобычи, вовлекая в переработку более бедные руды, которых у нас довольно большие запасы. Сейчас ведём строительство второй очереди ЗИФ. Мы изначально строили фабрику с учётом расширения в будущем, сегодня просто добавляем цех измельчения. Поэтому инвестиции во вторую очередь относительно небольшие — до 1 млрд рублей. С её вводом, который запланирован на май 2019 года, общая мощность фабрики будет увеличена с 700 тысяч тонн до 1 млн тонн переработки руды в год.
Вопрос: Соловьёвское рудное поле простирается за границы отрабатываемого месторождения. Какие перспективы для увеличения его запасов?
- Мы продолжаем разведку. Более того, в этом году планируем увеличить вложения в это направление. В прошлом году "Прииск Соловьёвский" инвестировал в ГРР порядка 300 млн рублей, в этом намерены более 600 млн. Покупаем два буровых станка и будем увеличивать проходку. Нам необходимо завершить поисково-разведочные работы на участке. Уже есть определённые результаты, не буду их озвучивать раньше времени, чтобы не сглазить.
Вопрос: Когда планируете завершить разведку и обратиться в ГКЗ для защиты запасов?
- С частью запасов мы выйдем в ГКЗ через два года. Но разведка будет продолжаться. Площадь очень большая, сегодня мы работаем на небольшом участке.
Вопрос: После защиты вы будете строить ещё одну фабрику для отработки запасов?
- Всё будет зависеть от их количества. Если запасы позволят, безусловно, мы будем строить ещё одну фабрику. Наше предприятие сегодня имеет финансовый потенциал для осуществления достаточно крупных проектов. Мы уже больше 15 лет не кредитуемся. ЗИФ строили на собственные средства. И сейчас имеем возможность реализовать такой же по масштабам проект, даже не задумываясь. Только дайте, где построить. Будет месторождение — будет стройка.
Вопрос: Вы изучаете варианты разработки других рудных месторождений?
- Изучаем. И в Приамурье, и в Забайкалье, и в Хабаровском крае, да и шире — по всей Сибири и Дальнему Востоку. Правда, с опаской смотрим на более далекие участки на севере Магаданской области, на Камчатке — там уже есть свои недропользователи: зачем мы будем лезть в чужой огород?
Но пока нет таких проектов, которые меня бы серьёзно заинтересовали. Для нас привлекательны месторождения с запасами не менее 20 тонн золота, чтобы, построив фабрику, мы могли добывать не менее 1 тонны золота в год. Хотя рассматриваем и более мелкие месторождения, но с высоким содержанием золота: их мы готовы отрабатывать с использованием нашей опытной фабрики.
Вопрос: Вы смотрите на месторождения на стадии разведки или уже готовые проекты?
- На стадии разведки. Готовые проекты, как правило, не продаются.
Вопрос: Но сегодня же очень многие предприятия ищут инвесторов.
- Нас не интересуют совместные предприятия. Только полная покупка.
Вопрос: Но пока "Прииск Соловьёвский" не участвовал в аукционах на участки рудного золота?
- Нет. Мы только что запустили свой рудный проект. Нам было, чем заниматься, хватало забот. К вопросу изучения покупки ещё одного рудного месторождения приступили только недавно.
Вопрос: Десять лет назад "Прииск Соловьёвский" шагнул в Забайкалье, чтобы работать там на россыпном золоте. Чем это было вызвано?
- Отсутствием россыпей в Амурской области, на которых мы можем задействовать весь наш дражный флот. Нам интересны новые участки под дражную добычу. Истощаются имеющиеся запасы. В то же время мы увеличили производительность наших драг, стали перерабатывать примерно на 60% больше горной массы.
Вопрос: За счёт чего?
- За счёт продления сезона, подготовки полигонов. Раньше прииск перерабатывал 7 млн кубометров горной массы, сегодня 11 миллионов. Это позволяет нам вовлекать в производство более бедные пески, для того чтобы поддерживать уровень добычи.
В прошлом году мы перерабатывали пески с содержанием золота 138 мг на кубометр. Прежде это было разорительно, сегодня обеспечивает очень хорошую рентабельность. Раньше промприбор перерабатывал 120 тысяч кубометров за год, и это считалось очень высоким показателем. Сегодня, в это трудно поверить, наши промприборы перерабатывают по 240 тысяч кубометров песков выдают четверть производительности драги! Такая эффективность, в частности, объясняется тем, что мы перевозим прибор к месту разработки, за сутки можем 3-5 раз его передислоцировать. Увеличилась производительность техники, экскаваторов. Мы используем современное оборудование. Гидроэлеваторы, вашгерды уже давно в прошлом. Сейчас у нас используются грохоты, как ленточные, так и просто виброгрохоты.
Вопрос: Сколько денег вы тратите на приобретение техники для россыпной добычи?
- У нас коэффициент годности техники — 0,74 это очень высокий показатель. Каждый год мы покупаем новое, списываем старое. За последний год очень сильно пополнили основные фонды. Обновили драги, бульдозеры. Мы не жалеем денег на покупку импортной техники.
За последние годы мы построили одну новую драгу, три передислоцировали. Когда мы передислоцируем драгу, её полностью демонтируем и строим заново, кроме суперструктуры ничего от старого не остаётся, фактически получаем новую драгу. На передислокацию драги весом 1,5 тысячи тонн у нас уходит около года. Это очень короткий срок! У нас даже есть драга, 111-я, которая до конца сезона работала в Приамурье, потом её разобрали, перевезли в Забайкалье, и уже в середине лета она начала поднимать золото там.
Построили пять шагающих экскаваторов, которые резко увеличили производительность драг. Плюс к этому стали широко использовать гидравлические экскаваторы.
В прошлом году "Прииск Соловьёвский" инвестировал в развитие 680 млн рублей, в этом будет больше, с учётом строительства фабрики. Уже купили два карьерных самосвала, заключён контракт на приобретение большого экскаватора.
Вопрос: В минприроды Амурской области хвалят "Прииск Соловьёвский" за рациональный подход к добыче, за то, что вы не стали на волне роста цен на золото резко наращивать добычу.
- В общей сложности наша сырьевая база составляет порядка 50 тонн, из них около 30 тонн россыпного. При таких запасах целесообразно ежегодно добывать 3,0-3,5 тонны золота. Разные есть участки: где-то запасов хватит на пять лет, где-то на 15. В общей сложности недостатка запасов не испытываем, но через пять-десять лет может наступить дефицит, если не заниматься сырьевой базой.
Золотодобыча такая деятельность, в которой просыпаешься утром с мыслями о сырьевой базе, ложишься спать вечером, думаешь о сырьевой базе. Предприятие, которое не занимается сырьевой базой, обречено на гибель.
Мы не сдерживаем производительность. Однако можно вложить деньги, резко выйти на объём добычи в 7 тонн, и через 3-4 года поднять все хорошие запасы. Мы сторонники другого варианта: крупное предприятие, которое имеет большой коллектив, должно иметь сырьевую базу хотя бы лет на 15, для того, чтобы эффективно развиваться. Налететь, выработать запасы за три года, а потом умереть, не лучший вариант. Это только у Макаревича в "Костре" красиво звучит: "всё спалил за час…", в золотодобыче такой подход не приемлем.
беседовала Екатерина Воробьёва
СПРАВОЧНО:
АО "Прииск Соловьевский" входит в число крупнейших золотодобывающих предприятий России. На шести карьерах и полигонах в Амурской области и Забайкальском крае задействовано 10 крупнолитражных драг, 8 гидромеханизированных комплексов, 7 шагающих экскаваторов.
Федор Сидоров, родился 24 марта 1961 года в поселке Чалдонка Читинской области. С 5 лет жил в Соловьёвске. Окончил Читинский политехнический институт, горный инженер (1987). 1981-1985 годы машинист-драгер драги "Прииск Октябрьский". С 1985 года начальник драги "Прииск Дамбуки", в 1989-м — главный инженер прииска "Дамбуки". 1994-1996 — гендиректор ООО "Амурзолото прогресс", затем — артели "Нагима".
С 2006 года — генеральный директор АО "Прииск Соловьевский". Женат, двое детей, трое внуков.
Вестник Золотопромышленника
https://gold.1prime.ru/interview/20181016/283414.html