Чем похожи магаданское золоторудное месторождение Павлик и узбекский Мурунтау, почему нельзя точно определить на сколько лет хватит богатой руды Павлика, когда предприятие начнёт подготовку к IPO, и кто может стать его партнером по M&A, об этом в интервью Вестнику Золотопромышленника рассказал генеральный директор АО "ЗРК Павлик" Василий Макаров
Вопрос: Василий Павлович, довольны ли вы итогами 2017 года? Все ли задачи выполнены, все ли цели достигнуты?
— Мы довольны результатами года, тем более, что 2017 год для Павлика, и лично для меня знаменателен круглыми цифрами. В декабре исполнилось 10 лет, как первые буровые скважины, подтвердили промышленную значимость месторождения Павлик, и в этом же году исполнилось 10 лет, как я пришёл в эту компанию.
Также в декабре 2017 года мы добыли в общей сложности более 11 тонн золота: в 2015 году мы произвели первую тонну золота, в 2016 году у нас уже было 3,8 тонны, а в 2017 — 6,5 тонны, и сейчас мы находимся на девятом месте в рейтинге российских производителей золота — в первой десятке.
Вопрос: Вы уже вошли в полный производственный цикл, можете сказать, какая у вас себестоимость производства? Какая ожидается прибыль за 2017 год? Насколько велика долговая нагрузка?
— Да, фабрика на Павлике уже вышла на свою производственную мощность по переработке 5 млн тонн руды. Себестоимость у нас приблизительно такая же, как в среднем по отрасли в России.
Я бы не хотел оперировать точными цифрами, так как мы частная компания, и сейчас находимся в определенном переговорном процессе с кредиторами по финансированию расширения производства. Позже мы всё опубликуем.
У нас есть долговая нагрузка и нам хотелось бы отодвинуть сроки погашения, или уменьшить её. Конечно, нам не легко, но, тем не менее мы справляемся, и какие-то серьезные проблемы у нас отсутствуют.
Вопрос: Как начался год, какие планы?
— По итогам января мы произвели 550 кг, и в феврале, уже можно сказать — около 500 кг золота. В 2017 году у нас как раз в январе и феврале был незначительный спад в производстве в силу разных причин и погодных условий — это самые холодные месяцы. В этом году мы их прошли хорошо, учли опыт предыдущего года, сделали некоторые выводы.
Корректно сравнить динамику можно будет по второму кварталу, а в целом по году мы должны выйти на 7 тонн золота, как и было заявлено нами ранее. В 2017 году мы дали 6,5 тонны, в 2018-2019 годах будет по 7 тонн. Этот рост запланирован без существенного расширения производственной мощности ГОКа — за счёт лучшей организации труда и оптимизации производственных процессов.
Прежде всего, в 2018 году мы расширим минерально-сырьевую базу, — мы увеличим запасы месторождения Павлик примерно на 100 тонн, и у нас их уже будет примерно 250 тонн по категориям С1+С2, и примерно 50 тонн ресурсов по Р1 (фланги и нижелещащие горизонты). Сейчас на Павлике числится 150 тонн запасов (С1+С2) и 62 тонн ресурсов по Р1, но эти ресурсы уже перешли в запасы, а защищать будем уже новые. При всём при этом мы отчётливо видим, что на Павлике из руды мы не вышли, и на флангах продолжаются промышленные содержания.
На текущий момент мы планируем расширение производства. Если сейчас ГОК может перерабатывать до 5,5 млн тонн руды, то в 2020 году планируется переработка уже 10 млн тонн руды и производство 12-13 тонн золота.
Вопрос: СМИ сообщали, что строительство комбината кредитовал из средств Внешэкономбанка ВЭБ-лизинг на 21 млрд рублей. С кем вы на этот раз ведете переговоры, и сколько вам надо средств на расширение?
— Я бы не хотел об этом говорить, кроме того, что финансовых партнеров мы не меняли, и он у нас пока один.
А на расширение нам необходимо значительно меньше средств, чем в самом начале. Фабрика будет прежняя, просто мы добавим оборудование, в основном дробильное, мельницы — удвоим мощности по переработке, и произойдет существенное увеличение производства.
Вопрос: А на сколько лет хватит богатой руды Павлика?
— Если говорить о ежегодной переработке по 10 млн тонн руды с 2020 года, то лет на 20 точно хватит. Но вообще, с геологической точки зрения, те запасы, которые сейчас есть, это только часть запасов, которую мы видим в контурах проектируемого карьера, — в действительности руда распространяется далеко за контуры проектного карьера и не ограничивается ими. Запасы, о которых мы говорим, которые мы ставим на государственный баланс, это только изученная часть месторождения, но у нас есть данные, что рудное тело продолжается на глубину и по падению на юго-восток. По мере отработки, карьер будет углубляться, будут разноситься его борта, и соответственно будет продолжаться добыча.
Поэтому на вопрос о сроках, можно сказать, что хватит и на 50 лет, то есть очень надолго. Могу привести в пример освоение месторождения Мурунтау в Узбекистане, там сейчас идет подготовка к отработке пятой очереди месторождения, добыча идет уже на глубине чуть ли не в километр, а у нас пока еще совсем не глубокий карьер. Конечно, мы не такого масштаба, как Мурунтау, но это тоже штокверк, который также уходит в глубину.
Вопрос: В каком состоянии сейчас работы по Родионовскому, что планируете на 2018 год?
— В этом году, в мае-июне утвердим запасы на Родионовском — будет ТЭО временных кондиций. И начнем подготовку проекта его разработки. Там есть несколько вариантов его развития: один из вариантов, это предварительное обогащение на месте, и потом транспортировка концентрата для переработки на фабрике Павлика, либо поставить свой комплекс гравитационного извлечения. То есть, там такого нового затратного, дорогостоящего комбината, думаю не потребуется.
Вопрос: Какая перспектива по началу добычи на Родионовском?
— Если сейчас всё будет хорошо, и мы начнем работать над проектом разработки, то к 2020 году получим уже первое золото. Вот здесь вопрос пока открытый, и в зависимости от того какой вариант будет выбран, будут и соответствующие объемы производства. Сейчас ТЭО сделаем, с технологией… будет понятно.
Вопрос: А какие руды на Родионовском?
— На Родионовском руды характеризуются боле высокими содержаниями золота по сравнению с Павликом, а границы руд более резко выражены, в отличие от штокверка на Павлике.
Вопрос: Возить концентрат на Павлик далеко?
— Там расстояние 55 км, и это сопки, — транспортировка достаточно тяжелая, поэтому может быть так, что строительство на месте будет дешевле, чем строительство соответствующей дороги. Есть еще одна идея, — на Родионовском построить чисто гравитационную фабрику, которая также не требует каких-то больших затрат. Если в ТЭО мы сейчас увидим, что в гравитации процент выхода золота достаточно высокий, то будем решать.
Мне больше нравится вариант предварительного обогащения руды на месте, и затем, уже небольшие объемы для извлечения возить на Павлик.
Вопрос: А энергии на расширение мощностей достаточно?
— На двукратное увеличение мощностей фабрики Павлика энергии у нас вполне хватает. А на дальнейшее, вы знаете, сейчас "Рудник им.Матросова" ("Полюс") строит ЛЭП-220, она с Родионовским месторождением проходит совсем рядом. Изначально она задумывалась и строится для развития Яно-Колымской золотоносной провинции, когда она туда придёт, электричества будет в избытке.
Вопрос: А далее за 2020 годом какую вы видите перспективу?
— По минерально-сырьевой базе я могу сказать следующее, что "Павлик" может выходить на производительность по переработке 15 млн и даже 20 млн тонн руды (20-25 тонн золота).
Минерально-сырьевая база позволяет, потенциал для развития есть, мы не останавливаемся — всё время ведём геологоразведку под расширение, и она приносит свои плоды.
Вопрос: Сколько вы ежегодно тратите на геологоразведку?
— Я не могу сказать наши ежегодные затраты, — у нас геологоразведочная программа циклична и длится полтора-два года. Так, в 2016-2017 годы мы направили на перспективную геологоразведку порядка 10-11 млн долларов, на следующий цикл — 2018-2019 годы будет приблизительно также. Кроме этого мы постоянно ведем эксплуатационную разведку в контуре карьера.
Вопрос: Каким, вы видите, станет ЗРК "Павлик" еще через 10 лет?
— Я думаю, что уже через пять лет "Павлик" будет перерабатывать как минимум 15 млн тонн руды и производить до 20 тонн золота.
Вопрос: Основные ваши проекты в Магаданской области, вы и дальше планируете локально развиваться?
— В Магаданской области у нас кроме Павлика и Родионовского есть еще несколько лицензий, и, конечно мы ими будем заниматься.
По мере выхода Павлика и Родионовского на запланированные производственные мощности, у нас будут освобождаться и средства, и возможности, которые мы намерены использовать для диверсификации нашего бизнеса.
Вопрос: И вы также будете оставаться частной компанией, нет идеи стать публичной, выйти на IPO?
— Конечно рассматриваем и задумываемся над этим вопросом, но делать это будем не сейчас. И IPO, и M&A, как вариант, с тем, кто уже торгуется на бирже, но всё после 2020 года.
Сейчас, когда мы планируем удвоение нашего производства, это не совсем логично, мы сначала удвоимся, а потом возможно будем выходить на IPO.
Вопрос: А кого вы видите в качестве партнеров по M&A из сегодняшних игроков отрасли?
— Пока, конкретно мы никого не рассматриваем, но это может быть любая компания и не обязательно из первой десятки.
Вопрос: И как вы себя можете оценить в этой перспективе?
— Сейчас, в деньгах это не оценишь. Начиная с 2020 года "Павлик" будет производить порядка 12-13 тонн золота ежегодно, исходя из этого и будет рассчитываться стоимость компании.
Цена вопроса более-менее понимаема, но есть еще целый ряд обстоятельств, которые формируют цену — вопрос желания, вопрос интересов… Но я так считаю, что если кто-то из российских компаний хочет приблизится к нашим двум лидерам (в рейтинге производителей золота, ред.), то понимает, что единственная возможность сделать это — это объединиться с кем-то.
Сергей Падалко, Вестник Золотопромышленника
Месторождение Павлик входит в состав Омчакского рудно-россыпного узла в Магаданской области. Было открыто в 1942 году.
Золоторудный комбинат на Павлике был запущен в промышленную эксплуатацию в августе 2015 года. Инвестиции в проект оцениваются в 550 млн долларов. Добыча на месторождении ведется открытым способом, извлечение золота — не менее 82%. За 2015 год ЗРК "Павлик" добыл 1,081 тонну золота и 270 кг серебра, в 2016 году — 3,839 тонны золота, в 2017 — 6,5 тонны.
Макаров Василий Павлович, родился 28 августа 1955 года в Ташкенте. Окончил геологический факультет Ташкентского государственного университета по специальности "Геологическая съемка и поиски месторождений полезных ископаемых". Работал в Кызылкумской геологоразведочной экспедиции, на одном из предприятий Newmont Mining Corp, в консалтинговой компании "НБЛ золото". Участвовал в оценке горнорудных объектов в России и за рубежом. С 2007 года работает в АО "ЗРК Павлик".
Конференция "Золотодобывающие компании стран Азии Восточной и Западной Европы и СНГ"
https://gold.1prime.ru/interview/20180323/252039.html