Российская золотодобывающая отрасль уникальна — в мире добыча стагнирует, а в России ведущие компании планируют рост: "Полюс" — в два раза до 2030 года, "Южуралзолото ГК" (ЮГК) на 70% к 2028 году, "Селигдар" — в 2,5 раза к 2030 году. Если "Полюс" и ЮГК намерены увеличить производство за счет проектов, аналогичных действующим предприятиям, то рост "Селигдара" — вызов для компании с точки зрения технологии, организации и финансирования.
Основной рост будет обеспечен двумя проектам — на 2,5 тонны золота в год Хвойным, запущенным в июле, и на 10 тонн в год Кючусом, ТЭО которого компания планирует подготовить в начале следующего года.
По Хвойному — пока остается неясным, какой экономический эффект получит "Селигдар" от месторождения.
По Кючусу — без ТЭО мы видим существенные риски, связанные со сложностью проекта и отсутствием аналогичного опыта.
● Хвойное — сравнительно небольшое месторождение в пределах Нижнеякокитского рудного поля в Якутии, на котором "Селигдар" работает уже 20 лет. Инвестиции составили 15 млрд рублей, с учетом сопутствующей инфраструктуры — 30 млрд рублей. В этом году месторождение должно дать 250 кг золота, в 2026 году — 1000 кг и в 2027 выйти на проектную мощность с производством 2,5 тонны золота ежегодно.
Основной вопрос, связанный с Хвойным, — кому он все-таки принадлежит?
В 2023 году 60% в ООО "Хвойное" было продано за 600 тысяч рублей компании ООО "ССК РФЦ". С учетом выбытия долга, относящегося к Хвойному, результат сделки для "Селигдара" составил всего 7,7 млн рублей. На дне инвестора (15.07.2025) президент компании Александр Хрущ отметил, что "Хвойному" принадлежит только фабрика, процессинг, лицензия же на месторождение и золото остается на "Селигдаре".
По его словам, ООО "Хвойное" будет получать финансирование, гасить его за счет процессинга и после этого "передавать активы внутрь группы", при этом цена активов будет определяться на момент передачи.
В 2024 году "Селигдар" предоставил "Хвойному" кредит на 9,1 млрд рублей по ставке — ключевая ставка ЦБ + 2,5%, проценты по займу также отражаются в доходах "Селигдара" и в этом году составят порядка 2 млрд рублей.
Какой экономический эффект от Хвойного будет получать "Селигдар", пока непонятно. В отчете по МСФО ООО "Хвойное" отражено как инвестиция в ассоциированные компании одной строчкой — долей в прибыли.
- Сколько "Селигдар" будет платить за процессинг руды на "Хвойном"?
- Какие дополнительные затраты будут на "Хвойном"?
- По какой цене "Селигдар" будет выкупать активы?
От того, как на практике будут организованы финансовые отношения между "Хвойным" и "Селигдаром", будет зависеть, сколько от проекта получат акционеры "Селигдара".
● Кючус из крупных месторождений, отрытых еще при СССР, был распределен последним. Проект выделяется высокими содержаниями золота в руде — 7,09 г/т, балансовые запасы 175 тонн, потенциал — до 250 тонн. "Селигдару" в Кючусе принадлежит 51%, оставшиеся 49% — Дмитрию Доеву.
Кючус — это сложные упорные руды с содержанием токсичных примесей мышьяка, сурьмы и ртути, отсутствие инфраструктуры, расположение за полярным кругом и жесткие условия лицензии, требующей объемов производства в 10 тонн золота в год. Выход на проектную мощность Кючуса ожидается в 2030-2031 годах.
Месторождение с 2005 изучал "Полюс", в 2009 году срок лицензии истек и права на пользование недрами вернулись государству. "Полюс" участвовал в аукционе в октябре 2021 года, но по его результатам лицензию купил "Селигдар" за 7,7 млрд рублей при стартовом платеже в 2,2 млрд рублей.
За прошедшие с момента аукциона почти 4 года "Селигдар" разработал две технологии переработки руд Кючуса — селективная флотация, на которую даже получен патент, и окислительный обжиг. Сейчас под эти технологии "Селигдар" выбирает комплектацию оборудования и поставщиков. По затратам на переработку приблизительно ожидается уровень действующих месторождений.
В части инфраструктуры — планируется строительство незамерзающего порта в бухте Тикси моря Лаптевых, для обеспечения энергией "Росатом" к 2031 году построит атомную станцию малой мощности.
Какой эффект на прибыль "Селигдара" окажет Кючус, покажет ТЭО. Пока компания очень осторожна в озвучивании цифр. Есть более ранние оценки экономической эффективности проекта, но они рассчитаны при ценах на золото существенно ниже текущих.
Председатель Союза золотопромышленников РФ Сергей Кашуба в 2021 году оценивал IRR проекта в 12% при цене на золото 1400 долларов за унцию, инвестиции — в 1,2-1,5 млрд долларов.
При инвестициях в 1,5 млрд долларов, AISC 1300 долларов на унцию, долгосрочных ценах на золото 3000 долларов за унцию внутренняя норма доходности (IRR) проекта до налогов составит 78%. Чистая приведенная стоимость проекта (NPV) при ставке дисконтирования 20% достигнет 6,7 млрд долларов. Этот расчет не учитывает расходы на логистику, а также инфляции капитальных затрат. Основным фактором остается цена на золото — при 2000 долларов за унцию IRR падает до 22%.
интервью с президентом ПАО "Селигдар" Александром Хрущем на нашем сайте в разделе Интервью
Вестник Золотопромышленника
https://gold.1prime.ru/analytics/20250825/599405.html







