Развитие водородной энергетики и повсеместное проникновение её в экономику поддержит спрос на платину, но пока еще высокие затраты, инфраструктурные проблемы и неясная нормативная среда сдерживают инвестиции в зеленый водород, говорится в материалах World Platinum Investment Council (WPIC).

Растущее государственное финансирование в ЕС наряду с четкой политикой ускоряет динамику развития зеленой водородной промышленности региона. Укрепляется уверенность в будущее зеленого водорода, на этом фоне WPIC прогнозирует к 2028 году увеличение спроса на платину до 476 тысяч унций (14,8 тонны) с примерно 40 тысяч унций (1,2 тонны) в 2023 году.

"Водородная экономика является новым существенным конечным потребителем платины, что усиливает спрос инвестиционного кейса для этого металла", — считают эксперты WPIC.

Стоимость производства водорода определяется энергетическими затратами на его получение, хранение и транспортировку.

Основными сдерживающими факторами развития водородной энергетики являются проблемы материаловедения, необходимость совершенствования технологий транспортировки, хранения и потребления водорода.

До недавних решений правительствами о выделении целевых инвестиций, только около 5% перспективных 55 ГВт проектов водородной энергии получали одобрение в Европе. Высокие затраты, инфраструктурные препятствия и неясная нормативная среда сдерживают инвестиции в зеленый водород.

В 2023 году производство зеленого водорода составило всего около 1% мирового рынка который составил примерно 100 млн тонн.

За последние два года Европа выстроила свою политику в отношении водорода, и намерена на государственном уровне финансировать проекты, связанные с ним. Отрасль немедленно отреагировала на одобрение финансирования водородных проектов в Германии и Испании стоимостью 5,0 млрд евро и 1,2 млрд евро соответственно. Только в июле 2024 года пакет проектов электролиза вода, получивших одобрение в Европе, увеличился на 33%. Это четыре проекта общей мощностью 930 МВт, уже получившие финансирование, и пятый — ожидает решения в ближайшее время.

"Принятие решений на государственном уровне о финансировании развития водородной энергетики подтверждает наши прогнозы о примерно 22 ГВт эксплуатационных мощностях в Европе к 2030 году. Мы ожидаем, что европейские операторы в целом отдадут предпочтение электролизу через протонообменную мембрану, с использованием в производстве металлов платиновой группы (МПГ)", — отмечают эксперты WPIC.

В этом случае водородная энергетика к 2028 году потребует в Европе порядка 116 тысяч унций платины. Но, наибольшее потребление платины ожидается в производстве электромобилей на топливных водородных элементах (FCEV). И к 2028 году большая часть спроса на платину, связанного с водородом, будет приходиться именно на FCEV.

"Мы ожидаем, что масштабирование производства зеленого водорода снизит приведенную стоимость водорода на 65% в период с 2022 по 2030 год, что позволит водородным FCEV лучше конкурировать с общей стоимостью владения дизельным автопарком. Мы ожидаем, что более низкие затраты на водород будут стимулировать спрос на FCEV", — считают в WPIC.

Таким образом, с положительным импульсом в развитие водородной энергетики и тренд на переход автопрома на FCEV в среднесрочной перспективе, WPIC ожидает увеличение и инвестиционного спроса.

Привлекательность платины как инвестиционного актива обусловлена следующими факторами:

  • с 2023 года рынок платины вступил в период последовательного дефицита предложения;
  • предложение остается ограниченным как за счет добычи, так и за счет вторичной переработки;
  • увеличение спроса в автомобильной промышленности продолжится до конца 2024 года, в основном за счет замены палладия на платину в бензиновых двигателях;
  • платина является важнейшим минералом в глобальном энергетическом переходе, определяющим ключевую роль в водородной экономике;
  • цена на платину остается исторически недооцененной и значительно ниже цены на золото.

FCEV — автомобиль на топливных водородных элементах. Это тип электромобиля, в двигателе которого используется топливный водородный элемент для производства электроэнергии. Топливные элементы в водородных транспортных средствах вырабатывают электричество, используя водород или углеводородное топливо и кислород из воздуха.

Вестник Золотопромышленника

https://gold.1prime.ru/analytics/20240903/552971.html