Рынок платины в 2024 году будет испытывать такой же дефицит, какой был и в прошлом году. Более того, в перспективе 2025-2028 годов рынку также не будет хватать в среднем по 550 тысяч унций (17,1 тонны) металла, что составляет порядка 7% от спроса, говорится в обзоре Всемирного совета по инвестициям в платину (WPIC).

"Мы постоянно корректируем наши прогнозы, которые отражают сокращение как предложения, так и спроса на платину в период с 2025 по 2027 год. Результатом будет устойчивый ежегодный дефицит от 500 до 612 тысяч унций платины, с неучтёнными потенциально возможными дополнительными рисками в предложении. Это несколько меньше, чем в наших предыдущих оценках, но все же существенно", — отмечают эксперты WPIC.

Прогноз по добыче в 2024 году — первичное предложение был снижен от предыдущего в 5,743 млн унций на 2% после различных заявлений компаний, например, об остановке производства и отсрочке роста или реструктуризации. Эти заявления связаны со снижением рентабельности из-за падения цен на металлы платиновой группы, особенно на палладий и, в частности на родий.

Общий объем вторичного предложения ожидается на 6% ниже предыдущего прогноза (1,567 млн унций), что отражает сокращение поставок лома из-за меняющегося образа жизни, при котором автомобили остаются в эксплуатации на дорогах гораздо дольше. Прогнозируется, что потребление платины в автопроме будет в среднем на 11% меньше, что связано с реконструкцией трансмиссий и возвратом с 2026 года к использованию опять палладия вместо платины.

Прогнозируется, что промышленный спрос вырастет в среднем на 1% из-за увеличения спроса в химической и стекольной промышленности, а также компенсирующего снижение спроса в нефтехимии и электрике.

"Мы уверены в перспективах устойчивого дефицита платины, более того — существует вероятность, что он может оказаться глубже наших прогнозов", — считают в WPIC.

НЕУЧТЕННЫЕ РИСКИ
Во второй половине 2023 года цены на платиноиды продолжали снижаться, в результате многие производители работали себе в убыток. На основе понесённых компаниями затрат в 2022 финансовом году, WPIC оценивают, что не приносят прибыли около 25% предложения первичной платины или около 1,3 млн унций всего годового производства. Горнодобывающие Amplats, Implats, Sibanye-Stillwater, Tharisa, Wesize и Sedibelo уже объявили о мерах по оптимизации расходов для повышения прибыльности.

Если низкие цены сохранятся надолго, это приведёт к реструктуризации убыточных предприятий, что может повлечь за собой более глубокий дефицит в течение двух-пятилетнего горизонта. Кроме того, следует учитывать риски в снижении поставок из-за усугубляющейся ситуации в электроснабжении заводов в Южной Африке и санкций в отношении российской добычи.

"Мы видим, что во второй половине 2023 года в Южной Африке доступность энергии улучшилась, а производство "Норникеля" стабилизировалось, но, считаем, что эти потенциальные риски не стоит сбрасывать со счетов", говорят эксперты.

Совсем недавно, в декабре 2023 года, "Большая семерка" объявила о запрете на российские алмазы, который действует с января 2024 года. Великобритания вводит санкции в отношении товаров российского происхождения, хотя палладий еще не стал мишенью.

Каждое изменение предложения первичной платины на 1% соответствует 60 тысячам унций, что представляет собой изменение, в ту или иную сторону, на 11% среднего рыночного дефицита, который в период с 2025 по 2028 год оценивается в 550 тысяч унций.

АВТОМОБИЛИ
Перспективы спроса на платину более всего зависят от автомобильных концернов. В 2023 году объемы выпуска легковых автомобилей увеличились примерно на 8% по сравнению с 2022 годом до 89 миллионов единиц превысив прогнозы начала года. Учитывая это WPIC на период с 2025 по 2027 годы повышает свой прогноз по их производству на два-три миллиона единиц в год в связи с более быстрым, чем ожидалось, восстановлением автомобильной промышленности.

Несмотря на ожидаемый выпуск большего количества машин в период с 2025 по 2027 год, прогноз по спросу на платину в автопроме был снижен в среднем на 423 тысячи унций в год.

Основные факторы снижения использования платины в автопроме:

  • сокращение доли рынка дизельных авто в Европе,
  • возврат к использованию палладия вместо платины,
  • уменьшение объемов, от ранее ожидаемых, проникновения на рынок электромобилей на топливных элементах.

По информации Platinum Quarter в 2023 году замещение платины палладием оценивается в 620 тысяч унций, а в 2024 году объем может достигнуть 700 тысяч унций.

Поскольку цены на палладий в 2023 году упали на 38%, экономических стимулов для замены палладия платиной в новых моделях автомобилей будет меньше, так как разница в цене держится в районе 80 долларов за унцию против 1880 долларов за унцию — максимального значения в марте 2022 года. Кроме того, баланс рынка палладия имеет тенденцию к профициту с 2025 года, а платиновый рынок дефицитный с 2023 года.

"Мы считаем, что эти факторы остановят тенденции замещения. Наши пересмотренные прогнозы в автомобильной отрасли теперь включают замену платины палладием с 2026 года на уровне 125 тысяч унций с увеличением до 240 тысяч унций к 2028 году", — отметили эксперты WPIC.

Общее предложение платины в 2025-2028 годы будет ежегодно составлять около 7,5-7,7 млн унций, включая 5,8-5,9 млн унций первичного предложения, тогда как спрос оценивается в 8,1-8,2 млн унций, учитывая достаточно высокий инвестиционный спрос в 430 тысяч унций и положительные притоки в ETF.

По оценке WPIC, дефицит платины на рынке в 2023 году составил более 1 млн унций при спросе в 8,15 млн унций и предложении в 7,08 млн унций.

World Platinum Investment Council (WPIC) был создан в ноябре 2014 года шестью ведущими производителями платины: Anglo American Platinum, Aquarius Platinum, Impala Platinum Holdings, Lonmin, Northam Platinum и Royal Bafokeng Platinum для привлечения инвестиций в отрасль, совместно финансировать и разрабатывать новые продукты, изучать рынок и обмениваться информацией.

Вестник Золотопромышленника

 

https://gold.1prime.ru/analytics/20240130/526035.html