Законом РФ "О недрах" определены виды пользования недрами: региональное геологическое изучение и прогнозирование полезных ископаемых (п.1 ст.6); геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений (п.2 ст.6); а также разведка и добыча, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород (п.3 ст.6).

Таким образом для геологоразведочной деятельности в Российской Федерации установлены единые принципы классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (ТПИ-2006). Вопреки выражению Пушкина: "в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань".

Прогнозные ресурсы (ключевое слово "прогнозные") на основании благоприятных геологических и других предпосылок учитывают лишь вероятность обнаружения месторождений полезных ископаемых (МПИ) с привязкой к локальным площадям или вообще без конкретных границ.

Классификация ТПИ 2006 года и Положение о порядке проведения ГРР, утверждённого Минприроды России от 03.02.1998 — №16р допускают, чтобы запасы категории С2 участвовали как на оценочной (предварительно-оценённые запасы), так и разведочной стадиях.

Постановка на государственный баланс предварительно-оценённых запасов создаёт иллюзию количества, но снижает их достоверность. Геологическое изучение месторождений, разбитое на этапы и стадии (БП, БР и БЭ) со своими сроками действия лицензий сдаются или переоформляются по сложной бюрократической процедуре. Тем самым процесс изучения месторождений затягивается.

В отличие от классификации ТПИ-2006 международный шаблон публичной отчётности CRIRSCO и российский кодекс НАЭН (в редакции 2025) выделяют два этапа: геологический (минеральные ресурсы) и подготовительный (конвертация ресурсов в запасы). Это даёт юниорным компаниям больше времени для изучения месторождений, снижая геологические риски и повышая достоверность ресурсов.

Методика расчёта минимального (стартового) размера разового платежа за предоставление прав пользования недрами через аукционы и без них не выделяет участки недр (УН) с низким уровнем геологической изученности (УН НУГИ) и месторождения, подготовленные к освоению. Согласно постановлению правительства РФ — №2498 от 28 декабря 2021 и приказу Минприроды России от 31 марта 2022 — №242 и Роснедр №01 при подготовке к аукционам специалисты Росгеолэкспертизы рассчитывают условные запасы, переводя в них с помощью условных коэффициентов балансовые и забалансовые запасы, прогнозные ресурсы и попутные компоненты.

Количество условных запасов и условная среднегодовая производительность предприятия определяют стартовый размер разового платежа. Утратила силу ст.23.1 закона РФ "О недрах" о стоимостной оценке месторождений. Действительно, зачем нужна эта статья, если увеличение разового платежа позволяет взять деньги вперёд за ещё не открытое месторождение. Формула К.Маркса "деньги-товар-деньги" обходится без товара.

Предлагаю исключить аукционы на УН НУГИ. Для них можно применять заявительный принцип с геологическими заданиями, такими как:

  • проведение поисковых работ;
  • стоимостная оценка месторождений для принятия решений о продолжении ГРР;
  • заверка достоверности и переоценка запасов и ресурсов месторождений, поставленных на госбаланс;
  • применение технологий совмещения разведки и эксплуатации для отработки техногенных россыпей разведочно-эксплуатационными полигонами или эксплуатационно-разведочными сечениями.

Платежи на аукционах по отрасли ДМДК в 2022-24 годах, млн рублей:

год

кол-во

стартовый
платёж

итоговый
платёж

разница, ₽

разница, %

аукционы по участкам недр с низким уровнем геологической изученности

2022

57

763,95

2 357,79

1 593,84

67,6

2023

76

1 398,40

3 638,72

2 240,32

61,6

2024

60

1 570,52

7 211,23

5 640,71

78,2

 

193

3 732,87

13 207,74

9 474,87

71,7

аукционы по месторождениям

2022

24

2 770,46

3 910,18

1 139,72

29,1

2023

29

2 242,99

3 107,01

864,02

27,8

2024

20

413,42

4 617,24

4 203,82

91,0

 

73

5 426,87

11 634,43

6 207,56

53,4

Из таблицы следует, что в аукционах преобладают УН НУГИ. Всего за три года по ним внесено в бюджет 13,2 млрд рублей разовых платежей, из которых 9,5 млрд рублей (71,7%) от аукционной надбавки, которая в 2,5 раза оказалась выше их расчетного стартового размера. Для компаний недропользователей приобретение таких УН становится дополнительным расходом средств, так как им предстоит финансировать проведение реальных ГРР. В противном случае частные средства уходят в бюджет, а участки недр без проведения ГРР замораживаются.

Создание условий для формирования юниоров — небольших геологоразведочных компаний декларировалось в Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 21 июня 2010 года — №1039-р. Предлагалось обеспечить свободный оборот поисковых лицензий и развитие рыночных механизмов привлечения рискового капитала для финансирования ГРР.

Стратегия до 2035 года (от 22 декабря 2018) для развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривала: совершенствование заявительного принципа предоставления прав пользования недрами и формирование специальных информационно-торговых (биржевых) площадок, обеспечивающих оборот акций геологоразведочных компаний, владеющих лицензиями на изучение недр.

Стратегия до 2050 года (от 11 июля 2024 — №1838-р) формулирует эти задачи предельно кратко — "за счёт средств компаний-недропользователей будут проводиться ГРР всех этапов и стадий". Предполагается, что основный работы (50%) будут осуществлять крупные системообразующие компании-недропользователи, 25% — юниорные компании, остальное, вероятно, на паритетных началах с федеральными государственными предприятиями, находящимися в ведении Роснедр.

Юниорное движение зависит от совместного решения ряда министерств и ведомств (Минприроды и Роснедра, Минфин, Минпромторг, Минэкономразвития и др.). Далее, как в басне Крылова: "когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт". Доходы, полученные от предоставления прав пользования УН НУГИ через аукционы, уже более двух десятков лет уходят в бюджет. Напрашивается вопрос: а не полезнее ли эти средства направлять на геологическое изучение месторождений (поиски, оценки и разведки)?
"Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам; да только воз и ныне там".

Порядок многоуровневой оценки прогнозных ресурсов фонда недр. Порядок апробации установлен приказом Минприроды России от 6 мая 2024 — №280. Прогнозные ресурсы категорий Р1, Р2 и Р3 проверяются на достоверность в целях воспроизводства минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и лицензирования. Апробацию осуществляет специальная комиссия из семи человек — профильных специалистов.

Период апробации не превышает 50 дней с сообщения о начале этой процедуры. По результатам апробации прогнозные ресурсы оцениваются на соответствие их классификации ТПИ-2006 и учитываются в государственном кадастре. В чём состоит это соответствие?

● Прогнозные ресурсы Р3 учитывают потенциальную возможность открытия месторождения на основании благоприятных предпосылок. Их количественная оценка проводится без привязки к конкретным объектам.

● Прогнозные ресурсы Р2 характеризуют возможность открытия предполагаемых месторождений в пределах минерагенических таксонов. Количественная оценка и качество руд принимается по аналогии с известными месторождениями сходного геолого-промышленного типа.

● Прогнозные ресурсы Р1 оценивают новые ожидаемые месторождения с помощью геологической интерполяции и экстраполяции данных буровых, горных, геофизических, геохимических и других видов работ. Для их количественной оценки также используются месторождения сходного геолого-промышленного типа.

Новая комиссия проверяет достоверность прогнозных ресурсов на УН с потенциальной, предполагаемой или ожидаемой возможностью открыть месторождение. Для этого семь членов комиссии имеют высшее образование и стаж работы в геологии не менее 5 лет, обладают научными или практическими познаниями в вопросах геологии и недропользования. А главное они способны задуматься — а стоит ли проверять достоверность, там, где её ещё нет? А также прислушаться к словам Некрасова: "Ты мог бы правильней судить: поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан".

В реальности новые месторождения открывали геологи-полевики, российские граждане. Просто необходимо создать им условия для продуктивной работы.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
● По отрасли ДМДК за предоставление УН НУГИ в пользование через аукционы только за последние три года (2022-24) бюджетом было получено 13,2 млрд рублей. Разовые платежи прежде выплачивались в связи с событиями, оговорёнными в лицензии, а именно: открытие месторождения, реализация очередного этапа ГРР, достижение определённого уровня добычи и т.д. Теперь событием считается начало проведения ГРР, т.е. пользователь недр платит немалые деньги вперёд. А потом вряд ли захочет финансировать проект ГРР. Повышением размера разовых платежей государство изымает у недропользователей средства, которые они могли бы использовать для проведения ГРР.

● Дезавуировать методику расчёта стартового размера разового платежа в части предоставления в пользование УН НУГИ. Прогнозные ресурсы минерагенических таксонов, условные запасы, условные переводные коэффициенты, условная среднегодовая мощность предприятий возникли как будто из мира зазеркалья. Однако методика превращает их в реальные миллиарды рублей. В процессе геологического изучения месторождений эти миллиарды не участвуют.

● Апробированные прогнозные ресурсы по объектам классификации ТПИ-2006 (металлогеническим зонам, бассейнам, рудным районам, полям, рудопроявлениям, флангам и глубоким горизонтам месторождений) и подсчёт запасов по месторождениям не могут совместно представлять количественную оценку МСБ России. Они имеют разное назначение.

Главной целью региональных геологических работ (РГР) является изучение геологического строения региона, определение закономерностей формирования и размещения полезных ископаемых и другие исследования. Попутно оцениваются УН с прогнозными ресурсами потенциальных, предполагаемых или ожидаемых месторождений. Лицензировать УН для проведения РГР означает нарушить предостережение Крылова: "беда, коль пироги начнёт печь сапожник, а сапоги тачать пирожник".

● Снять барьеры, препятствующие развитию юниорного движения. В частности, проведение ГРР и лицензирование по этапам и стадиям увеличивает сроки геологического изучения месторождений. Переоформление лицензий серии БП в БР и БЭ сопровождается громоздкими бюрократическими процедурами. Прирост и постановка на баланс предварительно-оценённых запасов по С2 создаёт ложное представление об увеличении МСБ золота в России, так как они сохраняют высокий риск не подтверждения.

● Разрешить по заявительному принципу предоставлять юниорным компаниям для переоценки и геологического изучения УН с мелкими запасами из нераспределённого фонда.

По данным Минприроды России на 01.01.2023 эти запасы составляли около 650 тонн, в том числе собственно-золоторудные, комплексные и россыпные месторождения.

специально для Вестника Золотопромышленника
Виктор Иванов — горный инженер-геолог, советник РФ I класса, член ОЭРН, кгмн