Куда бежишь, тропинка, куда зовешь, куда ведешь
УТВЕРЖДЕНА "Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года" — распоряжение правительства РФ от 11 июля 2024 №1838-р.
ВЫПОЛНЕНЫ поручения президента РФ, актуализирующие некоторые положения геологоразведочных работ (ГРР) и стимулирующие частные инвестиции на всех этапах и стадиях их проведения (от 28 июня 2022 Пр-1130 и от 19 октября 2022 Пр-1991).
Цели и задачи Стратегии ясны, но остались вопросы, на которые предлагаем обратить внимание:
● участки недр (УН) для проведения поисковых работ, совмещённых с региональным геологическим изучением недр (РГИН), а также для геологического изучения недр (ГИН), включая поиски и оценку месторождений (поисковые лицензии) за счёт частных инвестиций, предоставляются без гарантий переоформления их на разведку и добычу в случае открытий перспективных месторождений;
● право пользования УН с остаточными запасами, числящимися в нераспределённом фонде, не имеющими самостоятельного промышленного значения (СПЗ), требующими переоценки, а также УН с прогнозными ресурсами низкой степени геологической изученности предоставляются через аукционы по высокой стартовой цене плюс аукционные шаги от молотка аукциониста, а это лишает недропользователя значительных средств на проведение ГРР;
● Стратегией определено, что разведанные и оценённые запасы, а также прогнозные ресурсы представляют собой совокупность МСБ РФ. Между тем, прогнозные ресурсы используют для общей экономической оценки и минерагенических таксонов. Они характеризуют результаты общих поисков, сопровождающих средне- и крупномасштабное геокартирование. Агрегирование их вместе с запасами, приращиваемыми по мере геологического изучения месторождений в МСБ РФ, нецелесообразно;
● действующие в России положение о порядке проведения ГРР по этапам и стадиям ТПИ 1999 года и классификация запасов и прогнозных ресурсов ТПИ 2006 года, приняты в период ликвидации государственных геологоразведочных предприятий, которые осуществляли поисковые, оценочные и разведочные работы за счёт бюджетных средств. В условиях перехода к рыночной экономике их место должны были занять частные юниорные компании. Однако нормативно-правовые документы, обеспечивающие их деятельность, до сих пор не приняты.
По данным Минприроды России в 2022 году (на 01.01.2023) по золоту действовали 8726 лицензий на право пользования недрами, в том числе:
- 1347 — для разведки и добычи,
- 1416 — совмещённых (геологического изучения, разведки и добычи);
- 5963 — поисковых лицензий, выданных по "заявительному" принципу.
Значительный объём поисковых лицензий оказался у юридических лиц далёких от понимания целей и задач ГРР. Их результативность нулевая, а перспектива — возврат по истечении срока в нераспределённый фонд.
Без гарантий на продление
С 1 сентября 2024 года в соответствии с изменениями в законе РФ "О недрах" для поисковых лицензий РГИН действует механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). В следующем году пилотные проекты начнут работать в республиках Бурятия и Карелия, Хабаровском крае, Архангельской, Курганской и Свердловской областях и Чукотском АО.
Недропользователи за счёт собственных средств могут выбрать несколько участков недр по 100 кв км.
Проблемой для них в случае окончании срока лицензий (от 3 до 5 лет) и целесообразности продолжения ГРР будет продление действия лицензий. В противном случае УН отправят в нераспределённый фонд и через аукцион предоставят другим. Фигурально выражаясь: кому-то достанется бублик, а кому — дырка от бублика.
Один из вариантов такого партнёрства (ГЧП) проверили "Росгеология" и "Полиметалл" на примере золото-полиметаллического месторождения Новопетровское в Хайбуллинском районе Республики Башкортостан.
Выявленный "Рогеологией" перспективный участок был передан в пользование совместному предприятию с долевым участием обеих компаний. За счёт стратегического инвестора за короткий срок было открыто месторождение, проведена его первичная оценка и принято решение о целесообразности продолжения разведочных работ.
Лишение средств для ГРР
Также по данным Минприроды, в нераспределённом фонде на 01.01.2023 осталось 8,1% (1333 тонны) запасов золота, из которых 303 тонны составляют 95 мелких собственно золоторудных объектов — месторождениями промышленного значения (СПЗ) их не назовёшь, так как на 1 объект, в среднем, приходится чуть более 3 тонн запасов золота; 182 тонны — в 6 комплексных месторождениях, в среднем — по 30 тонн попутного золота на каждом и 164 тонны — на 2507 мелких объектах россыпного золота по 65 кг в каждом.
Итого 649 тонн запасов золота, учитываемых госбалансом, находятся в недрах, не имеющих СПЗ, требующих проведения ГРР и переоценки.
Предоставление права пользования таких УН через аукционы с применением методики расчёта размера разового платежа (совместный приказ Минприроды РФ №242 и Роснедр №01 от 31 марта 2022) многократно завышает цену на их приобретение и таким образом, лишает предприятие средств, которые они могли бы использовать на проведение ГРР.
Объектами ГРР также являются участки недр с прогнозными ресурсами, которые по состоянию на 01.01.2023 составляли по категориям Р1 — 6236 тонн, Р2 — 11559 тонн и Р3 — 25985 тонн.
По нашей экспертной оценке, за прошедшие два десятилетия в результате аукционной продажи участков с прогнозными ресурсами золота в бюджет поступило около 30 млрд рублей потенциальных частных инвестиций.
Совокупность МСБ
За это время геологическая служба России растеряла кадры и отраслевую самостоятельность. Прирост локализованных прогнозных ресурсов не заменит основной результат поисковых работ — открытие новых месторождений.
Не доверяя авторской оценке, которой вполне достаточно для вложений частных инвестиций в ГРР, этот тренд будет продолжаться и дополнится их государственной апробацией прогнозных ресурсов.
В докладе Минприроды приводится сравнительная таблица запасов золота в России с другими странами.
Запасы и производство золота в мире, тонны: |
||||
|
категория |
запасы |
доля, % |
добыча, 2022 |
Россия |
A+B+C1+C2 |
12 363,6 |
22,8 |
302,7 |
ЮАР |
Reserves |
5 000,1 |
9,2 |
103,9 |
Австралия |
Reserves |
4 502,4 |
8,3 |
313,5 |
США |
Reserves |
3 000,1 |
5,5 |
173,1 |
Китай |
Reserves |
2 964,2 |
5,5 |
372,3 |
Канада |
Reserves |
2 300,1 |
4,2 |
206,8 |
Мексика |
Reserves |
1 400,1 |
2,6 |
120,1 |
Казахстан |
Reserves |
1 000,1 |
1,8 |
120,1 |
прочие |
Reserves |
21 800,0 |
40,1 |
1 377,0 |
мир, ВСЕГО |
запасы |
54 329,0 |
100 |
3 086,0 |
Доля России в мировых запасах составляет 22,8% (1 место в мире — 12363 тонны). Эта величина, равная запасам Китая, Австралии, Канады и США вместе взятых. Объяснение простое — у нас разное представление о запасах.
К категориям запасов мы относим результаты ГРР, полученные на геологическом этапе изучения месторождений без учёта модифицирующих факторов (потерь, разубоживания и пр.). Поэтому у нас запасы классифицируются, начиная с поисковой стадии (предварительно-оценённые, разведываемые и пр.).
В зарубежных стандартах ресурсы (mineral resource) и запасы (ore reserves) обособлены на этапах — геологического изучения и подготовки к освоению месторождений. Таким образом, юниорным компаниям создаются благоприятные условия для полноценного геологического изучения открытых ими месторождений (оценки и разведки) и снижения геологических рисков.
Прогнозные ресурсы представляют настолько долгосрочные перспективы развития МСБ РФ, что в настоящее время достаточно тех бюджетных средств, которые выделяются на региональные ГРР.
Старанием локализовать ещё больше прогнозных ресурсов за счёт частных инвестиций для повышения геологической изученности территорий не означает, что при этом увеличится количество открытий новых месторождений. Получив поисковую лицензию на РГИН частный инвестор будет обязан на всей её площади (по 100 кв км в каждой лицензии) выполнить широкий комплекс специализированных работ с определением перспектив обнаружения месторождений и оценкой прогнозных ресурсов ранга бассейна, рудного района, узла, потенциального месторождения по категориям Р3 и Р2. А если их сузить, нацелившись на открытие реальных месторождений, значит не выполнить геологического задания.
Нормативы для юниоров
Развитие МСБ предполагает открытие новых месторождений, а в большинстве российских геологических отчётов пишут, что "по результатам работ выявлены прогнозные ресурсы", это означает, что МСБ изученными геологическими ресурсами не приросло.
Российская система государственного управления недрами, в основе которой действуют положение о порядке проведения ГРР по этапам и стадиям ТПИ 1999 года и классификация запасов и прогнозных ресурсов ТПИ 2006 года, существенно отличаются от зарубежных норм.
Зарубежные стандарты разделяют геологический и проектный этапы изучения месторождений по отчетности — на ресурсы (mineral resource) и запасы (ore reserves).
У нас "запасы категории С2" появляются на стадии "оценочных" работ при низкой геологической изученности месторождений. Это создает юниорным компаниям административный барьер из-за препятствий переоформления лицензий на разведку и добычу, чтобы продолжать изучение месторождений. По этой причине нередко прекращают ГРР, возникают суды и прочие безобразия. А самое главное, юниорные компании вынуждены возвращать лицензии в нераспределённый фонд в связи с истечением срока действия.
Переход на обновлённый вариант 2019 года рамочной классификации ресурсов ООН (РК ООН) не за горами, но, прежде всего, необходимо убрать этот "осиновый кол" в виде действующей российской классификации запасов и прогнозных ресурсов ТПИ 2006 года, разрушающей геологоразведочную деятельность (ГРД).
Попытка гармонизировать её с шаблоном CRIRSCO показал их полную несовместимость. Создать связующий документ с РК ООН напрасный труд. Единственный выход — это гильотинирование обоих документов и принятие новых, сходных с получившим международное признание российским кодексом публичной отчетности о запасах ТПИ (Кодексом НАЭН).
Решение этих вопросов имеет большое значение для восстановления суверенности ГРД в России, повышения её эффективности в условиях рыночной экономики и санкций.
Исходя из выше сказанного, предлагается:
● гарантировать юниорам переоформление лицензий для разведки и добычи при предоставлении прав пользования на участки недр для проведения поисковых работ за счёт частных инвестиций по заявительному принципу;
● предоставлять юниорам по заявительному принципу участки недр с числящимися в нераспределённом фонде остаточными запасами, не имеющими промышленного значения и требующими переоценки, а также с прогнозными ресурсами всех категорий — для геологического изучения, включая поиски, оценку и разведку месторождений за счёт частных инвестиций;
● исключить прогнозные ресурсы, агрегированные в МСБ РФ. Основной целью поисковых работ (гриндфилд-проектов) должно быть открытие новых месторождений;
● гильотинировать нормативно-правовые документы — классификацию запасов месторождений ТПИ 2006 года и положение о порядке проведения ГРР по этапам и стадиям ТПИ 1999 года. Создать новую российскую систему государственного управления недрами по примеру Кодекса НАЭН.
Специально для Вестника Золотопромышленника
горный инженер-геолог, член Общества экспертов России по недропользованию Виктор Иванов, кгмн
Вестник Золотопромышленника