|
Реформирование горнодобывающей промышленности Мексики, литиевая лихорадка в Латинской Америке, поиск редкоземельных металлов в Австралии и меди в США — главные темы обозревателей журнала общества экономических геологов (SEG). |
Сегодня в мире стремительно нарастает необходимость в большом количестве меди, и меднопорфировые месторождения становятся ценными источниками металла, несмотря на то, что они обычно занимают огромную территорию со средним содержанием меди ниже 0,5%.
США
На волне растущего интереса к меди становится популярной Аризона, которая считается крупной провинцией медно-порфировых месторождений с множеством вулканогенных массивных сульфидов (VMS).
В Аризоне располагаются многочисленные протерозойские районы VMS, но исторически здесь работали небольшие предприятия, из которых только пять превышали объемы в 1 млн тонн, и лишь на месторождении United Verde ежегодно добывалось порядка 1,3 млн тонн меди.
В настоящее время геологи компании Arizona Metals Corp активно изучают месторождение Kay Mine, они успешно вскрыли минерализацию за пределами ранее известных границ рудника, где ранее всего было добыто 133 тонны меди из 2282 тонн запасов, при содержаниях в 5,83%. Теперь минерализация распространяется на глубину до 1 км.
Месторождения VMS очень малы по сравнению с медно-порфировыми проявлениями, но они могут представлять собой заманчивые объекты из-за высоких содержаний меди, а их полиметаллическая природа позволяет применять дискретный метод добычи, что облегчает получение лицензий и разрешений на разработку, особенно когда они располагаются вблизи крупного населенного мегаполиса.
МЕКСИКА
С начала 2023 года самым значимым событием в отрасли стало обсуждение нового закона о горнодобывающей промышленности, который сильно сократит национальные и иностранные инвестиции, прежде всего в геологоразведку, считают эксперты SEG.
Президент Мексики Андрес Лопес Обрадор направил в Конгресс инициативу по реформированию закона о горнодобывающей промышленности, о воде, об экологическом равновесии и охране окружающей среды, а также общего закона о предотвращении и комплексном управлении отходами, связанными с горнодобывающей промышленностью и Концессии на воду.
Вот некоторые из пунктов, которые радикально изменят отрасль:
- Аукцион концессий, что означает отмену фиксированных ставок по размеру лицензионного участка;
- Исследования воздействия на социальную среду должны быть проведены до начала каких-либо разведочных работ;
- Также до начала работ должны будут проведены общественные консультации с коренными и афро-мексиканскими общинами;
- Сокращение сроков концессии на добычу полезных ископаемых с 50 до 15 лет, которые можно продлевать только один раз;
- Концессии на добычу возможны при условии наличия воды
- Никакой частной передачи горнодобывающих концессий без согласия правительства;
- Расширены условия, при которых концессия может быть отозвана, включая отсутствие отчетов о возможном вреде или рисках для экологического равновесия, отсутствие разрешений от местных органов власти, а также отсутствие программ рекультивации.
Пока и рудники, и карьеры в Мексике продолжают стабильно работать, и, скорее всего проекты в ранней стадии также будут запущены после приятия нового закона, но инвестиции в геологоразведку будут сведены к минимуму.
АВСТРАЛАЗИЯ
На мировом рынке добычи и производства редкоземельных металлов (РМЗ) доминирует Китай. Промышленность США в 2020 году на 100% своих потребностей закрыла поставками из Китая. В 2021 году этот импорт оценивался в 160 млн долларов, что представляет для страны геополитический риск, особенно в сегодняшних условиях.
Австралия считается вторым (после Китая) поставщиком РМЗ на мировой рынок с единственным пока рудником на месторождении Mt.Weld компании Lynas Resources в Западной Австралии. Крупная аномалия здесь была впервые обнаружена во время аэромагнитной разведки государственными структурами в 1966 году. Добыча началась только в 2014 году.
Запасы руды на Mt.Weld по JORC составляют 18,6 млн тонн при общем содержании оксидов редкоземельных элементов 8,2%, причем преобладающим минералом является монацит. Концентрат производится на месте, а затем отправляется на перерабатывающий завод в Малайзии.
Редкоземельные элементы имеют множество назначений, а нынешний высокий спрос обусловлен в основном их применением в высокопрочных магнитах для электромобилей и ветряных турбин. На этом фоне Австралия расширяет поиск месторождений редкоземельных элементов и ускоренно продвигает ряд проектов на стадию технико-экономического обоснования, а также строит перерабатывающие заводы.
Чтобы поддержать усилия горнодобывающей промышленности в этом направлении, правительства как на федеральном уровне, так и на местном предлагают программы грантов и льготных кредитов для ускорения открытия и начала освоения проектов по РМЗ.
ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА
Нет сомнений в том, что литий также становится одним из самых востребованных элементов в современном машиностроении, поскольку переход к электромобилям уже неотвратим.
Сегодня крупнейшим производителем лития является Австралия, где он добывается из твердых пегматитовых месторождений, которые имеют более высокие концентрации металла, но более затратны по сравнению с соляными месторождениями.
Добытые на солончаках рассолы для извлечения литиевого концентрата оставляют в открытых бассейнах на солнце примерно на 18 месяцев. После того, как вода естественным образом испарится, собирают концентрат. На каждую тонну произведенного литиевого концентрата в атмосферу испаряется около двух миллионов литров воды. И только утрата такого количества воды может вызвать опасения для засушливых зон, где располагаются соляные месторождения.
В Чили в середине 1970-х годов литий был объявлен представляющим интерес для национальной безопасности минералом; следовательно, к разработке его месторождений допускались только государственные горнодобывающие компании. Через десять лет условия немного ослабили, и с 1980-х годов литий можно было добывать в государственно-частном партнёрстве или по специальным административным концессиям, предоставляемых частным компаниям.
Чилийский литий всегда считался, и до сих пор остаётся собственностью государства, поэтому законодательство в его отношении сильно отличается от законодательства, касающегося меди или золота.
Но правительство Чили несколько месяцев назад объявило конкурс под названием "Национальная стратегия по литию", и таким образом официально признало, что для производства в стране лития требуется новый закон о государственно-частном партнёрстве.
Кроме Чили высокими запасами лития обладают Южная Америка, Аргентина и Боливия. Металл содержится в соляных растворах, накопленных в солончаках в одном из самых засушливых мест Анд, и многие геологи уже давно задаются вопросом, почему в андских солончаках так много лития.
Спрос на литий не будет снижаться в течение следующих нескольких лет, что делает Андский треугольник очень привлекательным местом для разведки. Поэтому крайне важно быть в курсе изменений в юрисдикции каждой страны, а также помнить о важности справедливой и ответственной добычи лития.
Вестник Золотопромышленника