Российская Арктика богата металлами, востребованными в "зеленой" промышленности, к которой в последнее время устремилось человечество. Развитие всего двух крупных проектов в этом регионе будут способны значительно удовлетворить растущие потребности экологически чистой и энергосберегающей экономики будущего.
Русская Платина
Подписанный в начале февраля договор кредитования "Черногорской ГРК" синдикатом ВЭБ.РФ и ВТБ ознаменовало начало реализации "Русской Платиной" интегрированного проекта в Норильском промышленном районе.
Сейчас речь идет об отработке 131 млн тонн руды запасов разведанной, восточной, части Черногорского месторождения. Глубина залегания здесь составляет от 20 до 245 метров. Обогатительную фабрику планируется ввести в эксплуатацию в июне 2024 года, производимые селективные концентраты (190 тысяч тонн в год никелевого и 70 тысяч тонн медного) по оффтэйк-контрактам будут поставляться "Норникелю".
В 2028 году планируется ввод металлургического завода мощностью 400 тысяч тонн по концентрату. Получаемый плавкой коллективного концентрата файнштейн будет разделяться на никелевый и медный концентраты ОРФ и магнитную фракцию, гидрометаллургическая переработка которой даст высокообогащенный концентрат драгметаллов.
Далее, в 2030 году, предполагается ввод в отработку запасов первого участка в южной части месторождения Норильск-1. К середине 30-х добыча руды достигнет суммарно 14-15 млн тонн. В этой руде, помимо палладия, платины, никеля и меди, содержатся кобальт, родий и другие металлы. Мощность производства металлургического завода будет доведена до 700 тысяч тонн.
Суммарные рудные запасы обоих месторождений — 578 млн тонн, минеральные ресурсы — 1031 млн тонн. Запасы 4Е (палладий, платина, родий, золото) Черногорского — 419 тонн, южной части Норильск-1 — 2268 тонны. Общий срок отработки запасов — 55 лет. Объем производства — до 1,75 млн унций 4Е. Общее число рабочих мест, создаваемых на операционной фазе в 2024-30 годах — 6000, — это Черногорский ГОК, металлургический завод и Норильск-1. Поступления в бюджеты всех уровней за первые 10 лет превысят 250 млрд рублей.
Федорова тундра
Рыночная оценка месторождения платины и палладия Федорова тундра, по оценкам экспертов, составляет порядка 500 млн долларов, а запасы оцениваются почти в 350 тонн платиноидов.
Бизнесмен Андрей Комаров в начале 2022 года стал бенефициаром проекта по освоению месторождения Федорова тундра, расположенного на территории Мурманской области и считающегося одним из крупнейших в Европе месторождений палладия и платины. Он приобрел 99,99% в ООО "Федорово Минералз", которому принадлежит 74,9% в ООО "Федорово Холдинг", собственника АО "Федорово Рисорсес", являющегося недропользователем и оператором проекта, который получил статус резидента Арктической зоны РФ.
Для Кольского полуострова и Арктики в целом освоение месторождения Федорова тундра — это возможность создать крупнейший в Европе кластер по добыче и переработке металлов платиновой группы (МПГ). Проект, который может стать драйвером развития региона, предусматривает создание современного высокотехнологичного производства. В его рамках к 2027 году планируется строительство горно-обогатительного комбината для добычи и обогащения медно-никелевой с платиноидами руды. Общий объем инвестиций в проект составит более 60 млрд рублей.
Разработчики планируют в течение 25 лет эксплуатации месторождения добывать от 8 до 16 млн тонн руды в год и производить порядка 8 тонн платиноидов в концентрате. Балансовые запасы месторождения составляют 348 тонн МПГ, 190,4 тысяч тонн никеля, 17,9 тонн золота, 276,8 тысяч тонн меди.
"При цене 1800 долларов за тройскую унцию (наш прогноз на 2022), это проект с потенциалом NPV около 500 млн долларов", — подсчитал глава аналитической группы "Ренессанс Капитал" по металлургии и горнодобывающему сектору Борис Синицын.
АВТОПРОМ
Для того чтобы понять, много это или мало, нужно разобраться с ситуацией на рынке палладия. Цены на этот металл с начала 2022 года вернулись к уверенному росту на фоне геополитической напряженности и надежд на восстановление автомобильного рынка. Так, за январь он подорожал почти на четверть и сейчас стоит более 2200 долларов за унцию. Это больше, чем цена золота, которая составляет чуть более 1800 долларов.
Сегодня более 80% палладия применяется в автомобильной промышленности. Как и платина, этот металл применяется в катализаторах, которые превращают вредные для человека выхлопные газы, в сравнительно безвредные оксид углерода и водяной пар, а также адсорбирует тяжелые металлы. Палладий способен поглотить выхлопы, в 900 раз превышающие его собственный вес. Фактически палладий и платина действуют как губка.
Из-за пандемии автопром испытал существенные проблемы, но уже просматриваются признаки его скорого восстановления. Об этом говорят крупные производители — так, например, Hyundai Motors ожидает начала восстановления производства уже в первом полугодии текущего года, а Toyota заявила о производстве в этом году рекордных 11 млн автомобилей.
Дальнейшее будет зависеть как от скорости восстановления спроса на автомобили, так и от распространения электромобилей, в которых двигателя внутреннего сгорания нет. Но в ближайшие несколько лет ситуация не изменится кардинальным образом — палладий по-прежнему будет востребован в традиционных автомобилях, которые вряд ли уступят электромобилям существенную долю рынка.
Вместе с тем, по мнению Синицына, необходимо учитывать перспективу возможного ухудшения баланса спроса и предложения на рынке палладия.
"В связи с замещением авто с двигателями внутреннего сгорания на электромобили в Китае, Европе и США, к 2026 мы оцениванием профицит на рынке палладия в 1,5 млн унций, что может привести к существенному падению цены", — предупредил он.
Однако есть мнение, что совсем отказываться от двигателей внутреннего сгорания нет необходимости, надо просто довести их выхлоп до экологически чистого — "нулевого", и в этом направлении уже ведутся научные работы.
ВОДОРОДНОЕ БУДУЩЕЕ
При этом многие текущие прогнозы аналитиков по рынку палладия не учитывают возможное использование этого металла со стороны такого перспективного направления как водородная энергетика.
Между тем, международные исследования показывают возможности использования палладия для хранения и транспортировки водорода и создания эффективных топливных элементов, а также возможность использования палладия вместо платины в качестве стандартного катализатора для запуска водородной реакции, применяемой в электромобилях на топливных элементах (FCEV).
Палладий также применяется в электронике, медицине и ювелирном производстве. В перспективе он может быть востребован в ряде других областей, связанных с современными технологиями. Все это делает металл весьма интересным для инвестиций.
К металлам платиновой группы относят шесть элементов — платина, палладий, рутений, родий, осмий и иридий. Основными платиноидами, с более значительными объемами потребления по сравнению с другими, принято считать два металла — платину и палладий.
Платиноиды рассматриваются как необходимые компоненты для развития экологических технологий. Российский "Норникель" сегодня производит почти 45% всего мирового объема потребления палладия, на втором месте находится ЮАР.
Вестник Золотопромышленника