Золотодобывающей отрасли сегодня нужна большая консолидация, которая позволит наращивать геологоразведку для восполнения минеральных ресурсов, привлекать инвесторов широкого профиля и повысить эффективность, уверен Марк Бристоу — главный исполнительный директор (CEO) второго крупнейшего в мире производителя золота Barrick Gold.
"Заметный рост сделок M&A в последние два года, вероятно, продолжится", — завял Бристоу в интервью агентству Bloomberg.
Волна слияний и поглощений поднялась с конца 2018 года вместе с объединением Barrick и Randgold Resources, затем Newmont объединился с Goldcorp. По данным Bloomberg, за 2019 год суммарный объем сделок в золотодобывающем секторе в мире составил 26 млрд долларов, а с начала 2020 года — уже 14 млрд долларов.
Российский объем M&A в отрасли в 2019 году составил 345 млн долларов, из них 213 млн — Чультбаткан (Kinross Gold) и 118 млн долларов — выкуп акций Nordgold. В текущем году объем уже оценивается в 2,1 млрд долларов и это около 15% от всех мировых сделок. Основной объем — 1,7 млрд долларов, — покупка Highland Gold компанией Fortiana Владислава Свиблова. Кроме этого, сюда вошли 128 млн долларов от консолидации "Полюсом" Сухого Лога, объединение "Амур Золота" и Kopy Goldfields, а также покупка у компании Polymetal банком ВТБ проекта Ведуга за 71 млн долларов.
Год еще не закончен, но тенденции уже определены.
слияние равных — сделки без премий
В начале октября австралийская Northern Star Resources объявила о покупке Saracen Mineral Holdings за 4,2 млрд долларов. Сделка предусматривает обмен акциями, и без премии. Акционерам Northern Star будет принадлежать 64% в объединённой компании, которая войдет в десятку крупнейших в мире. На сегодняшний день это самая крупная сделка года.
Другая крупная сделка — слияние канадских SSR Mining и Alacer Gold. До объединения компании стоили примерно одинаково — около 2 млрд долларов. Сделка прошла также за акции, без премии, коэффициент конвертации был определен исходя из рыночных котировок. Плюсы от объединения для обеих компаний — увеличение масштаба и диверсификации активов, других источников синергии нет, так как активы обеих компаний слишком далеко друг от друга.
борьба китайцев — премии от 50% до 400%
Если в Канаде и Австралии сделки в основном проходят за акции, то в России и Китае — за денежные средства. Китайская Shangdong в этом году договорилась о покупке канадской TMAC Resources за 149 млн долларов, и близка к покупке австралийской Cardinal Resources. Zijin купила Guyana Goldfields, а в декабре 2019 года — Continental Gold за 1,05 млрд долларов.
За Cardinal Resources китайская Shangdong борется с российской Nordgold. Сейчас капитализация Cardinal — 418 млн долларов США. Первое предложение поступило в июне от Shandong по цене 0,6 австралийских долларов за акцию. В июле Nordgold вступила в борьбу, предложив 0,66 австралийских долларов. В сентябре совет директоров Cardinal принял предложение Shandong уже по 1 австралийскому доллару за акцию. В среду, 21 октября Nordgold также подняла своё предложение до 1 австралийского доллара с 0,9 за акцию, и остаётся крупнейшим акционером Cardinal Resources, владея 28% акционерного капиталла. До первого предложения Shandong акции Cardinal торговались по 0,465 долларов за акцию.
Не менее драматично в этом году продалась канадская компания Guyana Goldfields, развивающая месторождение Aurora в Гайане. Первое предложение поступило в апреле от Silvercorp Metals по цене 0,6 канадских доллара. Через две недели Gran Colombia Gold предложила 0,9 канадских доллара, Silvercorp поднялась до 1,3 канадских доллара. Но в результате "торги" выиграла китайская Zijin, предложившая 1,85 канадских доллара за акцию. До предложения Silvercorp акции Gyuana торговались по 0,37 доллара.
О сделке на сумму 149 млн долларов TMAC Resources и Shangdong договорились в мае 2020 года, конкурирующих предложений не было, премия составила 52%. На этой неделе TMAC Resources сообщила, что сделка ожидает проверки национальной безопасностью. Срок получения разрешения на сделку от регулирующих органов Канады — 8 февраля 2021 года.
Россия — новые игроки
Последние три года главные сделки M&A в России, — это череда смены акционеров компании Petropavlovsk и вход в отрасль новых игроков: Романа Троценко, Владислава Свиблова, Корпорации "Энергия" и, возможно, других, которые пока не засветили свои интересы в публичном пространстве.
В период с ноября 2015 года до 2017 года ГК "Ренова" Виктора Вексельберга собрала пакет акций Petropavlovsk в 22%. В конце 2017 года пакет был продан казахстанскому бизнесмену Кенесу Ракишеву, затем в июле 2019 года пакет ушел Роману Троценко, который в свою очередь, в феврале 2020 года продал акции "Южуралзолоту". С этого момента в Petropavlovsk продолжается корпоративный конфликт — компания не согласна с действиями новых владельцев.
Что касается новых игроков, — Роман Троценко консолидировал GeoProMining и короткое время был акционером Petropavlovsk. Владислав Свиблов тоже был акционером Petropavlovsk, но потом продал долю и купил Highland Gold. Корпорация "Энергия" в 2017-2018 годах создала "Новую рудную компанию", и сегодня наиболее близка к отработке месторождения Петух.
Еще одна интересная сделка — объединение "Амур Золота" Мусы Бажаева и Kopy Goldfields. Технически Kopy Goldfields купила "Амур Золото", но фактически 88% в новой компании принадлежит акционерам "Амур Золота", которая таким образом получила листинг в Стокгольме. Цена акций Kopy Goldfields для сделки была рассчитана с премией 54%.
Вестник Золотопромышленника