Первому российскому алмазу исполнилось 190 лет. На Урале в Пермской губернии на Крестовоздвиженском прииске в 1829 году 5 июля четырнадцатилетний крепостной Павел Полов, промывая золото в шлиховом лотке, нашёл полукаратный белый кристалл и был награжден за это вольной грамотой.
Позже там обнаружили ещё два небольших кристалла. Сейчас это место называется Алмазный ключик — по одноимённому источнику. Всего за 28 лет дальнейших поисков в его окрестностях был найден 131 алмаз общим весом в 60 карат.
В Сибири первый алмаз нашли в ноябре 1897 года, также из шлиха на реке Мельничной неподалеку от города Енисейска. Из-за его малого размера — 2/3 карата и недостатка средств ни поиски, ни разведка специально не проводились. Следующий алмаз был обнаружен в Сибири в 1948 году.
В России, до первой кимберлитовой трубки алмазы искали почти полтора века. В 1954 году 21 августа геолог Лариса Попугаева открыла в Якутии первое промышленное месторождение алмазов за пределами Южной Африки. Оно получило название "Зарница", следующее назвали "Мир", далее была открыта трубка "Удачная". Эти открытия дали начало промышленной добычи алмазов на территории СССР.
В настоящее время основная масса российских алмазов по-прежнему добывается на территории Якутии, а около 70% мирового рынка алмазов контролируют всего три компании — АК "Алроса", De Beers и Rio Tinto.
БРИЛЛИАНТЫ НАВСЕГДА
До 1930-х годов мужчина не дарил невесте кольцо с бриллиантами, можно сказать, что это вообще было не принято. И только в 1938 году De Beers принесла людям символ вечной верности с помощью чрезвычайно эффективной маркетинговой кампании.
Сегодня уже никто не представляет свадьбу, помолвку, или значимое событие в жизни без бриллиантов. Типичная история романтических американских фильмов: ресторан, музыка, шампанское — за столиком сидит молодая влюбленная пара и вдруг мужчина встает на одно колено и достает коробочку, в которой кольцо с бриллиантом. Девушка в слезах от счастья — все аплодируют. Именно так выглядит самый романтичный момент в жизни уже нескольких поколений американцев.
Именно к этому стремились маркетологи De Beers. Рекламная кампания 1946 года под лозунгом "Бриллианты вечны" стала одной из самых успешных в мире. Она не просто краткосрочно повысила продажи, но и кардинально изменила статус рекламируемого товара. Из редкого, элитного ювелирного изделия бриллиант стал традиционным подарком женщине сначала на Западе, а затем и во всём мире.
СТАНОВЛЕНИЕ DE BEERS
История алмазной отрасли тесно связана со компанией De Beers, а её история неотделима от развития южноафриканских месторождений алмазов.
В XIX веке, британский политик и предприниматель Сесил Родс по воле случая оказался в ЮАР, где после открытия одного из крупнейших мировых месторождений алмазов в Кимберли, каждый жаждал обогащения.
Первый алмаз был найден на ферме де Бирсов — Николаса и Дидерика. Родс понимал, что сейчас искатели приключений и бандиты со всего мира устремятся в Кимберли. Он придумал конкретный план завоевания мирового алмазного рынка, и смог убедить Ротшильдов профинансировать проект на один миллион английских фунтов стерлингов.
За несколько месяцев Родс скупил практически все алмазные разработки в Кимберли, а менее чем за год — и все алмазные рудники ЮАР, на которых было сосредоточено около 90% мировой добычи этих драгоценных камней, и в 1888 году основал фирму De Beers Consolidated Mines.
Проанализировав статистику того времени, он пришел к выводу, что для успешного развития необходимо сократить добычу почти в два раза. Родс сформулировал стратегию развития De Beers, которой она следует уже более ста лет: "Если бы в мире жили всего четыре человека, то бриллиантов нужно продавать столько, чтобы они были доступны лишь двоим из них".
Снижение добычи алмазов отрицательно отразилось на мировой ювелирной промышленности. Но это не беспокоило Родса, так как после резкого сокращения добычи цены на необработанные алмазы в течение одного месяца выросли в полтора раза.
Следующей задачей Родса стало обретение контроля над мировой ювелирной промышленностью. В 1893 году он создал "Алмазный синдикат" по централизованной продаже добываемых De Beers алмазов. Теперь гранильщики и ювелиры могли приобретать алмазы только в том количестве, того качества и по таким ценам, которые устанавливал Сесил Родс.
Однако после открытия новых месторождений в Западной Африке, Конго и Анголе ситуация резко изменилась. На мировой рынок стали поступать дешевые алмазы, подрывая монополию De Beers и "Алмазного синдиката". К 1902 году — год смерти Сесиля Родса — De Beers контролирует 95% мирового производства алмазов.
Строительство мировой монополии De Beers завершается в 1933 году созданием Эрнестом Оппенгеймером Central Selling Organisation (CSO) — организации, взявшей под контроль процесс обработки и продажи бриллиантов.
УПАДОК МОНОПОЛИИ
Крайне благоприятный для De Beers период продлился до 1970-х годов. К этому времени появились новые страны-производители алмазов: Канада, Австралия, СССР.
De Beers практически всегда удавалось подписать контракт о единоличной эксплуатации месторождений, или контракт на реализацию львиной доли добываемых там алмазов, или наконец, купить контроль в местных добывающих компаниях. Но все эти меры не смогли воспрепятствовать появлению новых игроков на рынке.
Во-вторых, примерно в это же время начинает сдавать позиции режим апартеида в ЮАР, — историческая база компании уже не настолько надёжна ни экономически, ни политически.
И самое главное, во многих странах — в первую очередь в США — на De Beers обрушивается мощь антимонопольного законодательства.
СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ
В настоящее время алмазы больше не представляют вечную ценность, по крайней мере для поколения миллениалов. По данным различных исследований, спрос на бриллианты падает, так как современные молодые люди ими практически не интересуются. Они готовы тратиться на технические новинки, впечатления, на что угодно, — но не на бриллианты. И эта тенденция оказывает влияние не только на ювелирный рынок, но и на всю экономику.
Современную молодежь больше привлекает не собственно ценность, а стиль, креативность, натуральность, или "ручная работа" (Handmade). По мнению экспертов, даже если эта аудитория захочет изделие с бриллиантом, она не сможет его найти на прилавках своих привычных магазинов, так как ювелирная промышленность очень консервативна, и в этом плане перестраивается крайне медленно. И это одна из главных проблем в отрасли.
ТЕКУЩИЕ ТРЕНДЫ
Цены снижаются, продажи и спрос падает. По данным аналитиков ВТБ Капитал, запасы обработанных камней у огранщиков сохраняется уже длительное время, и в связи с этим они не ожидают сколько-нибудь существенного восстановления рынка сырых алмазов до 2020 года.
В этом июне никаких улучшений в ситуации на рынке необработанных алмазов не произошло. Пятый цикл продаж De Beers показал сокращение объемов на 33% к прошлому году, а "Алроса" сообщила о 6%-м снижении продаж по итогам мая. В рамках последнего сайта De Beers вынуждена была снизить цены на мелкие камни и камни невысокого качества.
Ситуация в Индии в мае также оставляла желать лучшего. Динамика экспорта бриллиантов сократилась на 17% по сравнению со слабыми показателями апреля. Импорт необработанных алмазов упал еще сильнее, на 37%, что свидетельствует о продолжающемся сокращении складских запасов.
"Учитывая избыток запасов бриллиантов на ограночных предприятиях Индии, мы полагаем, что давление на объемы импорта необработанных камней будет сохраняться", — отмечают эксперты.
Падение ускоряется, — если индекс цен на бриллианты у PolishedPrices.com сейчас выше, чем в начале года, то бюллетень Rapaport Diamond Report зарегистрировал с начала года снижение цены на 10% на камни весом 0,3 карата и 3,0 карата, а камни 0,5-1,0 карата подешевели в пределах 4-5%.
По данным Rapaport, мировые продажи алмазов во втором полугодии будут снижаться, так как производители бриллиантов в настоящий момент озабочены поддержанием сокращающейся прибыльности, а не оборотом.
На фоне пассивного состояния рынка алмазов, отягощенного избыточными запасами бриллиантов, объем продаж "Алроса" в 2019 году может отличаться от заявленных планов (38 млн карат — на уровне добычи), сказал в конце июня директор Единой сбытовой организации "Алроса" Евгений Агуреев.
Перейдя в сезонную фазу накопления запасов раньше, чем в 2018 году, "Алроса" рассчитывает на восстановление спроса на рынке только к ноябрю-декабрю, когда индийские гранильные фабрики возобновят работу после праздника Дивали.
Вестник Золотопромышленника