Около полугода уже прошло с момента как "Полиметалл" продал Хаканджу. От того, что Хаканджинская ЗИФ, и несколько приложенных к ней лицензий (в составе ООО "Охотская ГГК") сменили собственников, выиграли все: продавец, покупатель, муниципалитет и работники.
● Продавец не понесёт затрат на закрытие фабрики и рудников, а также сохранит репутацию, так как не будет увольнять несколько сотен человек.
● Покупатели (группа физических лиц) получили возможность заработать на переработке руды и продаже золотого концентрата, или на дальнейшей продаже рудников. А если повезёт открыть поблизости новое месторождение — начать его отработку.
● Охотский муниципальный район, где находится Хаканджинская ЗИФ, получил еще одного недропользователя, от которого ждет поддержки своих социальных проектов.
● Работники фабрики могут не искать себе новое место работы в течение ближайших трех-пяти лет. Что будет потом — не знают ни поставщики руды, ни в компании, которая сейчас владеет активом.
"Полиметалл" продал Хаканджу в декабре 2018 года. Причины продажи, по данным компании, — высокие совокупные затраты (более 1000 долл/унция золотого эквивалента в 2019 году), истощение рудных запасов, которых должно хватить лишь на два года, ограниченный геологический потенциал территорий, а также "отвлечение значительных управленческих ресурсов компании как на поддержание работы предприятия, которое требует проведения агрессивной программы по сокращению затрат, так и на полноценный вывод его из эксплуатации".
Нехватка руды
По данным годовых отчетов за 2015-2018 годы, компания в течение трех лет (2015-2017 годы) наращивала объемы разведочного бурения (с 11,9 до 48 км) в попытках найти объекты, где можно было бы вести добычу, чтобы обеспечить Хаканджу рудой. В 2018 году объем бурения снизился до 15,9 км.
Что-то удалось найти, но уже закончилось. По данным Госреестра работ по геологическому изучению, в пределах Аркинско-Селемджинской площади "Полиметалл" выделил и уже отработал месторождение Озерное.
Где-то геологоразведка не дошла до стадии бурения. Так, в годовых отчетах "Полиметалла" за последние четыре года о буровых работах на Баркинской площади, которую "Охотская ГГК" приобрела на аукционе в 2014 году, не сообщалось.
На участке Хоторчан в 2018 году началась добыча. Но, по сообщениям местных СМИ, месторождение это маленькое: "Полиметалл" пришел сюда всего на 8 месяцев. Разработать три небольших карьера и подготовить 80 тысяч тонн руды для дальнейшей переработки", — говорится в материале портала vestidv.ru.
В 2015-2018 годах "Полиметалл" продал несколько лицензий. После завершения открытой отработки Хаканджинского месторождения "Полиметалл" его продал в октябре 2015 года Петру Мигалчану за 500 тысяч долларов. Причины сделки не назывались. Сейчас ООО "Хаканджинское" отрабатывает одноименное месторождение подземным способом и ежегодно продает около 150 тысяч тонн руды на всё ту же Хаканджинскую ЗИФ. А в 2018 году "Полиметалл" продал Мигалчану и участок Киранкан.
Таким образом, найти крупное месторождение, которое обеспечило бы Хаканджу недорогой рудой на несколько лет стабильной работы, "Полиметаллу" не удалось. По истощению Хаканджинских запасов в карьере собственного сырья с Озерного и Авлаякана хватало примерно на четверть годового потребления ЗИФ — около 600 тысяч тонн руды в год.
Затраты на ликвидацию
Продажа обязательств на ликвидацию предприятия, которые возникнут в будущем, — тоже важный аргумент для сделки. Например, в августе 2016 года был закрыт Никелевый завод "Норникеля". На закрытие предприятия мощностью 1 млн тонн концентрата в год и модернизацию производственной цепочки в 2014-2016 годах потребовалось 900 млн долларов.
Хаканджинская ЗИФ, конечно, не Никелевый завод. Но можно предположить, что на закрытие ЗИФ потребуется на порядок меньше средств, чем "Норникелю", — сумма составит 90 млн долларов. За Хаканджу заплатили 5 млн долларов наличными и взяли на себя 25 млн долларов долгов предприятия.
Еще одним примерным ориентиром для оценки затрат на закрытие фабрики может служить прединвестиционное исследование "Экологически безопасная ликвидация хвостохранилища Куларской золотоизвлекательной фабрики" от 2010 года. На тот момент затраты на ликвидацию хвостохранилища оценивались в 3 млн евро. К 2018 году стоимость выросла до 4,15 млн евро.
Ликвидации подлежат и истощенные рудники
"В настоящее время у предприятий отсутствует обязательство создавать резервные фонды на финансирование мероприятий по ликвидации и восстановлению окружающей среды. Однако такая практика не соответствует стандартам большинства развитых горнодобывающих юрисдикций. В России уже ведется работа по тому, чтобы также ввести обязательные ликвидационные фонды. Тем не менее, для претворения в жизнь такой инициативы требуется немало времени. Задача государства состоит в том, чтобы найти компромисс между интересами бизнеса и охраной окружающей среды", — пояснил замдиректора по правовым вопросам и лицензированию пользования недрами ФГКУ "Росгеолэкспертиза" Денис Никишин.
По данным годового отчета "Полиметалла", расходы на восстановление и закрытие рудников в 2018 году составили 1 млн долларов.
Также при закрытии фабрики необходимо решать вопрос увольнения и трудоустройства персонала. Например, на Никелевом заводе работали 2680 человек. Затраты на социальные мероприятия в рамках его закрытия, по данным "Норникеля", составили почти 1,4 млрд рублей. На Хакандже, по данным "Полиметалла", на момент сделки трудились 480 человек.
Надежды новых собственников
Основной вопрос к покупателям — зачем они купили фабрику, запасов руды для которой, по данным продавца, хватит на два года, а новых крупных месторождений нет.
В "Охотской ГГК" на вопрос, как долго проработает фабрика после сделки, отвечать отказались. Но один из представителей компании все же признался, что три года фабрика "проживет. И дольше…". На уточняющий вопрос: "А пять лет?" он затруднился ответить.
Впрочем, Петр Мигалчан, чье ООО "Хаканджинское" поставляет на ЗИФ руду, о перспективах "Охотской ГГК" отозвался оптимистично: "Я думаю, что у них горизонт планирования не меньше десяти лет. Действующие месторождения, которые сейчас известны, которые находятся у них на балансе, учитывая ту руду, которую мы поставляем, могут снабжать фабрику рудой не менее пяти лет. В том же Охотском районе, Тугуро-Чумиканском, Аяно-Майском районах достаточно месторождений, руда которых подойдет для переработки на фабрике. И я вижу серьезные намерения новых акционеров и их конкретные действия по развитию ресурсной базы для обеспечения фабрики рудой".
По данным релиза, в 2018 году в рамках сделки по продаже Хаканджи "Охотской ГГК" достались еще два проекта: Кундуми и Мевачан. Кундуми действительно есть в Сводном государственном реестре участков недр и лицензий. Но какое именно месторождение подразумевалось под указанным в релизе "Мевачаном", непонятно. В реестре по всем объектам, где упоминается "Мевачан" или "Мевочан", права недропользования прекращены, самое позднее, в 2013 году.
По данным портала nedraexpert.ru, объект находится в нераспределенном фонде. Однако на портале b2b-center.ru размещено предложение на "составление отчета с подсчетом запасов на месторождениях Кундуми и Мевачан". Дата размещения — 1 ноября 2018 года (примерно за полтора месяца до сделки). Дата отмены процедуры — 12 марта 2019 года. В "Полиметалле" прокомментировать ситуацию с лицензиями отказались.
У "Охотской ГГК" также осталась лицензия на Хоторчан. Гырбыкан, который относился к группе предприятий Охотска и с которым "Полиметалл" связывал некоторые надежды, похоже, ей не достался. Единственная действующая лицензия, где, согласно госреестру, упоминается Гырбыкан, была оформлена 18 февраля 2019 года и в настоящее время принадлежит ООО "Охотск золото". Его владелец — Вячеслав Лосев (данные ЕГРЮЛ).
Всего же, по данным госреестра, "Охотской ГГК" принадлежат четыре горных отвода и два геологических.
Экономика предприятия
"Охотская ГГК" куплена в долг. Все новые собственники, включая зарегистрированное в Санкт-Петербурге ООО "Енисейский ГОК" (в числе акционеров с 16 апреля нынешнего года), заложили свои доли "Совкомбанку".
Чтобы сделка имела экономический смысл, за счет продажи золота новые владельцы "Охотской ГГК" должны выплатить 5 млн долларов, долги на 25 млн долларов, проценты банку за залог и операционные расходы.
По данным годового отчета "Полиметалла" за 2018 год, на предприятиях Охотска (без учета Светлого) было продано 93 тысячи унций золотого эквивалента, произведено — 104 тысячи унций. Выручка составила 115 млн долларов. Средняя цена одной унции составила 1236 доллара. Денежные затраты при этом составили 746 долл/унция. Совокупные денежные затраты — 846 долл/унция. Капзатраты — 3 млн долларов. Чистая прибыль "Охотской ГГК" по итогам 2018 года составила 25 млн долларов.
Смогут ли новые собственники сохранить и улучшить вполне позитивные показатели 2018 года.
Ожидания Охотска
В администрации Охотского муниципального района чрезвычайно рады появлению еще одного недропользователя и финансового помощника.
"Полиметалл", чье месторождение Светлое находится на территории района, продолжит работать в рамках социально-экономического соглашения, причем не снижая финансирования. В 2019 году оно составит 33 млн рублей — это уровень прошлого года. Размер поддержки со стороны "Охотской ГГК" будет утвержден по итогам переговоров. В частности, предприятие уже сегодня финансирует проведение Дня металлурга.
Первый замглавы администрации Охотского района по социальным вопросам Светлана Ольшевская пояснила, что на Хаканджинской ЗИФ работает лишь несколько десятков жителей Охотского района. И даже если через несколько лет фабрика будет закрыта из-за истощения рудников, всем им в трудодефицитном районе найдутся рабочие места.
Ольшевская также выразила надежду на стабильную работу предприятия при новых собственниках и на то, что на территории района будут открыты новые месторождения, которые продлят жизнь Хаканджинской ЗИФ.
Ирина Дорохова
Вестник Золотопромышленника