В трагедии на алмазном руднике Мир до сих пор не поставлена точка, однако предпринята попытка объяснения дальнейших действий.
В руднике месторождения компании "Алроса" в городе Мирный в Якутии 4 августа произошел прорыв воды из карьера. Тогда в шахте находился 151 человек, из которых 143 сумели подняться на поверхность, 8 горняков не удалось спасти. Из-за опасности затопления подземных выработок поисково-спасательные работы остановили.
Глава "Алросы" Сергей Иванов заявил, что в 2018 году добывать алмазы на Мире не будут. При этом он уверен, что на финансовых показателях компании ситуация никак не скажется. Аналитики, которые изначально предполагали, что аварию устранят в течение месяца, признают, что проблема может быть серьезнее и глубже. Поспешных выводов никто не делает: у компании существенные накопленные запасы, поэтому год она сможет обойтись без добычи алмазов Мира и потерь.
Тем не менее дальнейшее будущее "Алросы" не так однозначно: рудник может быть законсервирован совсем, выручка может снизиться, а капитальные затраты — возрасти. Надежда остается на позитивную реакцию рынка — цены при снижающемся предложении должны пойти вверх. К тому же, затраты на техническое перевооружение могут стать веской причиной для Минфина сделать исключение по выплате 50% дивидендов.
Директор группы корпоративных рейтингов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Максим Худалов напоминает, что у "Алросы" есть неплохой складской запас, которым при необходимости можно закрыть выпадающий объем добычи как в текущем, так и в следующем году.
Такого же мнения придерживаются еще ряд аналитиков. Все они указывают на то, что в 2015 году "Алроса" добыла 38,3 млн карат, а продала 30 млн карат, что и позволило существенно увеличить накопленные запасы. В 2016 году из 8,3 млн карат излишка было реализовано 2,6 млн карат, соответственно, на 2017 год осталось 5,7 млн карат запаса. Аналитики дружно сходятся во мнении, что этих объёмов хватит, чтобы покрыть дефицит производства в 2017 году, а также частично компенсировать выбывшие мощности в 2018 году.
С финансовыми показателями все уже не так однозначно, говорят они. "Авария может отразиться на финансовых показателях компании, в частности может снизиться выручка, но не на 11%, которые приносил Мир, а где-то на 5% путем компенсации за счет других мощностей", — сказал Худалов Агентству ПРАЙМ, оговорившись, что при росте цен на алмазы снижения может не произойти вовсе.
"Ремонтно-восстановительные работы продлятся довольно долгое время, и это будет расходной статьёй бюджета компании при одновременном выбывании 11% добывающих мощностей", — добавил Андрей Кочетков из "Открытия брокер".
Аналитик корпорации "Уралсиб" Константин Чернышев поддерживает коллег, и в то же время замечает, что спрос на алмазы стагнирует. "Ликвидация последствий аварии и увеличение добычи на других участках потребуют дополнительных инвестиций и вызовут рост операционных затрат, что может сократить как свободный денежный поток, так и прибыль, а это, в свою очередь, может привести к сокращению дивидендов", — считает он.
Худалов же не настроен настолько пессимистично. "Во-первых, это может отразиться на выручке, во-вторых, может встать вопрос об увеличении капитальных затрат, в-третьих, это может стать поводом для компании просить Минфин об исключении по выплате 50% дивидендов", — перечисляет основные потенциальные последствия аварии Худалов.
По его словам, алмазный рынок настроен позитивно, он ждет роста, и если он увидит сокращение предложения от одного из самых мощных производителей, то, скорее всего, это повлияет на цены. "Я думаю, цены пойдут вверх, что компенсирует компании потенциальный рост капзатрат на ремонтные работы как на данной трубке, так и на других объектах компании", — заметил Худалов.
Кочетков соглашается с Худаловым. Он считает, что сокращение запасов может позитивно сказаться на ценах алмазов на мировом рынке. Однако если текущие условия не будут скорректированы ростом цен на алмазы, то компанию ожидает ухудшение финансовых потоков, что отразится и на дивидендных выплатах, замечает Кочетков.
"Также тревожит тот факт, что у компании пока нет чёткого понимания того, как будут ликвидироваться последствия аварии и сколько это займёт времени, а также сколько это будет стоить", — напоминает он. Поэтому в бумагах "Алросы" сохраняется неопределённость, что снижает их среднесрочную привлекательность, отмечает аналитик.
Если же ремонтные работы продлятся до 2019 года, то компания уже не сможет использовать излишки для покрытия выбывшего производства и тогда лишь рост цен на алмазы будет способен обеспечить стабильность финансовых показателей, уверен Кочетков. "Впрочем, не стоит испытывать большие надежды на рост мировых цен, так как накопленные излишки есть не только у "Алроса", — подчеркивает Кочетков.
В свою очередь аналитики Промсвязьбанка отмечают большой риск, что восстановление Мира может занять более долгие сроки, и это приведет к снижению продаж в 2019 году, так как органически нарастить производство компании достаточно сложно.
"Возможно, это и ошибка аналитиков, и всего инвестиционного сообщества", — говорит Худалов, комментируя первые выводы аналитиков после произошедшей катастрофы. "Большинство предполагало, что авария будет устранена через месяц. А заявления главы компании говорит о том, что проблемы там серьезнее, чем казалось изначально", — сказал он, не исключив, что рудник могут совсем законсервировать.
Анна Подлинова, Агентство ПРАЙМ
Вестник Золотопромышленника