МОСКВА, 27 мар — РИА Новости/Прайм. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ 24 апреля рассмотрит дело о наследовании права пользования недрами, следует из документов суда.
Индивидуальный предприниматель Сергей Тарасов в 2016 году получил лицензию на геологическое изучение, разведку и добычу доломитов (кроме используемых в металлургической, стекольной и химической промышленности) на участке недр
Никольский-2 в 1,3 км восточнее села Карауловка на территории Катав-Ивановского района Челябинской области сроком на 25 лет. В октябре 2020 года предприниматель умер, а в феврале 2021 года министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области распоряжением досрочно прекратило действие лицензии, сославшись на пункт 6 части 2 статьи 20 закона РФ "О недрах" — в связи с ликвидацией предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование.
Наследница недропользователя, его вдова Галина Тарасова, зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя в мае 2021 года. Она обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с требованием признать распоряжение министерства недействительным. По решению суда статус лицензии, выданной ИП Тарасову, был изменен с недействующего на действующий. Галина Тарасова неоднократно обращалась в региональный минпром с просьбой переоформить лицензию на нее, однако ей отказали, сославшись на то, что в законе "О недрах" не предусмотрено наследование участков.
Предпринимательница снова обратилась в суд, который встал на ее сторону, отметив, что отсутствие в законе оснований для перехода права на пользование недрами, принадлежащего ИП, является правовым пробелом. Министерство попыталось обжаловать это решение сначала в апелляционной, а затем и в кассационной инстанции, но суды снова поддержали Галину Тарасову. В решениях отмечается, что право пользования недрами ИП Тарасов получил по итогам аукциона — оно не было связано с личностью умершего, а это означает, что оно может наследоваться по принципу универсального правопреемства. Тогда министерство обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ.