МОСКВА, 6 июл — РИА Новости/Прайм. АК "Алроса" начала применять революционную технологию неинвазивной лазерной маркировки для трейсинга (отслеживание происхождения) алмазов и созданных из них бриллиантов, говорится в сообщении компании.
В отличие от привычной лазерной гравировки, как отмечается в сообщении, нанометку невозможно уничтожить или сполировать, при этом она однозначно идентифицирует бриллианты "Алросы", отличая их от других, в том числе лабораторно выращенных, и позволяет получить полную информацию об их происхождении.
В частности, в отличие от лазерной гравировки, наносимой ближе к поверхности бриллианта, наномаркировка наносится в кристаллическую решетку на атомарном уровне, распределена по всему объему кристалла и ее невозможно увидеть без сканера. "Метка представляет собой трехмерный код, связанный с платформой ALROSA Provenance. Там представлена подробная информация о происхождении бриллианта и его характеристиках, уникальном идентификационном номере, а также фото, видео, схемы планирования огранки и тому подобное", — говорится в сообщении.
Как отметили в "Алросе", по мнению ученых, по мере дальнейшего развития технология также выглядит перспективной с точки зрения записи внутрь бриллианта больших массивов данных, включая медийные файлы — вплоть до изображений и музыки. "На данный момент компания предлагает своим партнерам бриллианты с нанесенными в них метками, а также считывающее оборудование. Считывание метки занимает менее минуты и со временем будет оптимизировано", — говорится в сообщении.
По словам курирующего данный проект в институте "Якутнипроалмаз" Олега Ковальчука, нанометку наносят, воздействуя на кристалл лазерным импульсом определенной длины волны, интенсивности и длительности.
"Это лазерное излучение воздействует на кристаллическую решетку на уровне отдельных атомов и ускоряет процессы их диффузии аналогично процессам, которые в природных условиях происходят в условиях верхней мантии Земли в течение миллионов лет. В результате в кристалле образуются нанообласти, которые отличаются от фоновых и видны только с помощью сканера, специально созданного для считывания меток. На сегодняшний день мы разработали стандартизированные процедуры записи в метку нескольких десятков бит информации. Этого достаточно для маркировки алмаза распределенной меткой", — приводятся в сообщении слова Ковальчука.
В настоящий момент "Алроса" получает патенты на новую технологию в основных центрах алмазно-бриллиантовой торговли, соответствующие процедуры запущены в США, Китае, Гонконге, Макао, Тайване, Великобритании, Израиле, Бельгии и Индии. "По данным опросов потребителей на ключевых рынках США и Китая, возможность трейсинга служит важным фактором при принятии решения о покупке. Трейсинг подразумевает регистрацию всех этапов, которые алмаз проходит от месторождения до витрины в ювелирном магазине, для гарантированного подтверждения его происхождения", — отметили в "Алросе".