Финансирование компаниями геологоразведочных работ в текущем году продолжит отрицательную динамику, — ожидается снижение на 5% до 12,12 млрд долларов с 12,76 млрд долларов в 2023 году, что в свою очередь на 3% меньше, чем было в 2022 году, следует из материалов S&P Global Market Intelligence.
"Ожидается, что экономический рост в 2024 году будет не меньше, чем в 2023 году, что окажет давление на цены многих металлов, поскольку увеличение спроса будет отставать от предложения. А высокие эксплуатационные расходы из-за многолетней инфляции и низкие доходы по сравнению с прошлыми годами окажут давление на рентабельность", — отметили эксперты S&P. Обычно в таких сценариях бюджеты на геологоразведочные работы являются первой статьей, которую сокращают.
Неутешительные прогнозы по ценам на металлы также окажут давление на решения по финансированию. "Мы считаем, что бюджеты на разведку в этом году сократятся примерно на 5%, — говорится в обзоре. — Однако рыночный интерес к важнейшим минералам может привести к увеличению бюджетов на некоторые сырьевые товары, как мы видели в 2023 году".
С другой стороны, геополитическая напряженность и возможное ухудшение глобальной макроэкономики могут отрицательно повлиять на промышленность, что поддержит золото. Еще одним фактором могут оказаться некоторые крупные проекты, которые сейчас находятся в стадии завершения технико-экономических обоснований. Если они завершаться в первой половине года, то оттянут на свою реализацию часть средств от геологоразведки.
Сложная рыночная ситуация сохраняется
В первом полугодии 2022 года цены на металлы были относительно высокими, в частности медь достигла новых максимумов. Инфляция, на которую большинство ориентировались, в сочетании с повышением ставок вызывала опасения рецессии. Подавленный мировой спрос на товары всех типов повлиял на рынки металлов. Так на протяжении второй половины года цены на сырьевые товары падали, но поднялись к концу года на фоне оптимизма после того, как Китай окончательно вышел из ограничений, связанных с пандемией, и инфляция оказалась временной — совсем не такой устойчивой.
В 2023 году цены были волатильными, поскольку кризис, начавшийся во второй половине 2022 года, сохранялся для большинства сырьевых товаров. Несмотря на то, что в большинстве стран инфляция приблизилась к норме, более сильный торгово-взвешенный индекс доллара США оказал давление на цены и в итоге они перешли к устойчивому снижению. К концу года возможность снижения процентных ставок привела к общему ослаблению доллара США и также отрицательно отразилось в ценах на многие металлы.
Скромное восстановление в декабре 2023 года не смогло компенсировать падение в течение года. Одним из немногих исключений было золото, которое завершило год выше 2000 долларов за унцию, что значительно превысило стартовую отметку 2023 года в 1800 долл/унция.
Текущий 2024 год для многих сырьевых товаров, скорее всего, пройдёт по такому же сценарию, и также исключением станут некоторые избранные.
Добыча лития смягчает глобальный спад
Бюджеты 2023 года на разведку золота сократились до 8-летнего минимума — на 16%, или на 1,09 млрд долларов в равнении с 2022 годом — до 5,91 млрд долларов, и составили менее 50% от всех геологоразведочных расходов. Но, несмотря на это, золото остается наиболее изучаемым сырьевым товаром.
Отказ от ископаемого топлива в совокупности с усилиями по переходу в зелёную энергетику развивают интерес к разведке лития, меди и никеля. За последний год эти три металла продемонстрировали самый большой рост ГРР-бюджетов в долларовом эквиваленте. На этом фоне геологоразведка на золото сдаёт позиции, и может увидеть еще один трудный год для привлечения инвестиций, поскольку юниоры предпочитают его всем остальным металлам.
● Литий стал третьим по величине сырьем для разведки в 2023 году с бюджетом 830 млн долларов (+77% к 2022).
● Никель показал самый высокий за 11 лет бюджет в 732 млн долларов.
● Медь — превысила 3 млрд долларов впервые с 2013 года за счет мейджеров в Латинской Америке. Как в никеле, так и в меди доминируют крупные добывающие компании, на долю которых приходится более 50% бюджетов.
При этом промышленный интерес к металлам для аккумуляторов и зелёной энергетике защитит литий, никель и медь от любого потрясения в 2024 году и сделает их рост более вероятным, чем рост большинства других минералов.
Поиски падают — растет ГРР на перспективных участках
Затраты в 2023 году на поисковые работы, даже в окрестностях действующих рудников упали на 10% и 4% соответственно. А разведка уже определившихся активов — на поздней стадии — выросла на 4% до 4,89 млрд долларов, что является самым высоким показателем в этом сегменте ГРР с 2013 года.
Поиски у рудников занимают второе место с 4,88 млрд долларов, далее следует разведка на активах начальном уровне развития — на общую сумму в 2,99 млрд долларов.
Значительное, чем в среднем, сокращение затрат на поисковые работы привело к тому, что их доля в общем объеме за 2023 год составила всего лишь 23%. Это представляет собой продолжение общей тенденции в этом секторе с начала 2000-х годов, и в большей степени связано с изменением инвестиционного климата с 2012 года, когда компании отдавали предпочтение расширению ресурсов уже разрабатываемых месторождений. Это менее рискованно, чем исследование новых территорий.
Поэтому количество открытий новых месторождений ключевых металлов, таких как золото, медь и никель снижается, а сохраняющееся общее отсутствие интереса к ранним геологоразведочным работам еще более усугубляет прогноз надвигающегося дефицита многих сырьевых товаров в ближайшие годы.
Буровая активность снижается
В 2023 году буровая активность резко упала, особенно на фоне девятилетнего рекорда 2022 года. В общей сложности было зарегистрировано 53,582 тысячи пробуренных скважин на 1515 проектах, что представляет собой снижение на 23% и 13% соответственно. Начало года было примерно на том же уровне активности, что и конец 2022 года, но в течение года показатели падали.
Проекты по добыче золота по-прежнему составляют бóльшую часть отчетов, составляя чуть более половины от общего количества в 2023 году. При этом, бурение на литий выросло на 75% до рекордных 156 с 89 проектов в 2022 году.
Что касается проектов на цветные металлы, то никель и второстепенные цветные металлы достигли также рекорда в 131 и 56 проектов соответственно.
Исследования на медь упали на 23% до 228 проектов, на свинцово-цинковые месторождения — упали на 10% до 107, на металлы платиновой группы — упали на 55% до 10, а на серебро — снизились на 34% до 83 проектов.
"Заглядывая в будущее, мы ожидаем, что 2024 год станет еще одним годом стагнации буровой деятельности, поскольку финансовые перспективы остаются неопределенными", — резюмировали в S&P.
Вестник Золотопромышленника