Второй месяц кряду снижаются цены на палладий, это происходит в основном из-за сокращения производства автомобилей, так как около 90% этого металла используется для изготовления катализаторов, очищающих выхлопные газы.
Текущая ситуация может привести не просто к падению многолетнего дефицита на рынке палладия, а к балансу, или даже небольшому избытку, считают аналитики, опрошенные Вестником Золотопромышленника.
Цена металла 20 сентября опускалась ниже 1900 долларов за унцию, при этом, в середине года на фоне дисбаланса спроса и предложения она была почти 3000 долларов. В настоящее время металл торгуется ниже 2000 долл/унция.
Аналитик ФГ "Финам" Алексей Калачев уверен: "Динамика цен на палладий зависит от состояния автомобильного производства, которое остается ключевым потребителем этого металла. Если спрос на автомобили после прошлогоднего спада восстанавливается, то с их производством в этом году имеется проблема, связанная с острой нехваткой чипов. Из-за дефицита чипов крупнейшие мировые производители сократили производственные планы до конца года".
По словам аналитика товарных рынков "Открытие Брокер" Оксаны Лукичевой, причиной также может являться переход на использование платины. "Палладий — промышленный металл, чутко реагирует на экономическую ситуацию. Падение усилилось также под влиянием снижения фондовых рынков, роста рисков в китайской экономике, крупнейшем импортере палладия, и ожидания замедления темпов развития мировой экономики в 2022 году", — отмечает Лукичева.
Старший риск-менеджер "Алго Капитал" Виталий Манжос вспоминает, что аналогичное по масштабам падение цен на палладий наблюдалось в марте 2020 года. "Оно было связано с остановкой автосборочных производств по всему миру на фоне вспышки коронавируса. Но тогда неопределенность была намного выше, поэтому сопоставимое падение цен развивалось существенно быстрее", — рассказал он.
Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-Капитал" Владимир Брагин также уверен, что пока мировое производство автомобилей не восстановится, спрос будет слабым. На данный момент ситуация выглядит безрадостной. Крупнейшие автопроизводители, в том числе Toyota, Ford, General Motors, Volkswagen попеременно сообщают о снижении загрузки производства, сокращении продаж, остановке предприятий на фоне дефицита микросхем.
Эксперты The Boston Consulting Group (BCG) на основании исследования рынка сделали вывод, что предложение микрочипов не стабилизируется до второго полугодия 2022 года.
ИЗБЫТОК/ДЕФИЦИТ
Рынок палладия находится в дефиците продолжительное время, и только несколько раз приближался к балансу. Например, в 2016 году дефицит составил лишь 89 тысяч унций (20,7 тонны), а в 2017 году — уже взлетел до 800 тысяч унций (24,9 тонны).
Эксперты разошлись в оценках рынка палладия по итогам 2021 года.
Брагин из "Альфа-Капитала" и Калачев из "Финама" считают возможным профицит. По словам Калачева, избыток естественно возникнет, но с учетом низкой стоимости его хранения, производители могут направлять значительную часть в товарные запасы.
Манжос из "Алго-Капитала" отчасти подтверждает прогноз "Норникеля", по сценарию которого дефицит на рынке может составить 900 тысяч унций на фоне восстановления спроса, который в 2020 году упал на 13%. "В целом такой сценарий предполагал дефицит палладия. Однако текущие проблемы с производством автомобилей способны сократить фактический годовой дефицит металла до 400-700 тысяч унций", — добавил он.
"Норникель" пока официально не пересмотрел свои прогнозы, но Bloomberg со ссылкой на директора департамента маркетинга компании Антона Берлина сообщал в конце августа, что дефицит палладия в 2021 году может составить 400-500 тысяч унций.
Лукичева из "Открытие Брокер" в свою очередь добавила, что в ближайшие два года избытка на рынке палладия не ожидается, но вполне вероятно уменьшение дефицита, и даже возможен баланс на рынке.
ЦЕНА
В ценах аналитики в основном сходятся, — большинство считают, что цены попали в падающий тренд и до конца года продолжат снижение, и что динамика будет зависеть от того, как будет чувствовать себя автопром.
Если производители не начнут ограничивать поставки металла, формируя запасы, то вполне возможно дальнейшее снижение цен, заявил Брагин.
По словам Лукичевой, некоторые компании заявляют о вероятном восстановлении производства до конца года. "Но в целом проблемы могут продолжаться долго, так что поддержка будет слабой", — отмечает Лукичева.
Манжос также не верит в скорое восстановление цен. "Фьючерсы на палладий до конца текущего года нащупают прочную техническую поддержку в районе 1750-1800 долларов за унцию. Однако ожидать их восстановления к уровням начала года было бы преждевременно, Скорее всего, они на несколько недель стабилизируются недалеко от 2000 долларов", — уверен он.
РЕЗЮМЕ
На рынке возможен небольшой профицит палладия в результате роста предложения металла на фоне восстановления после ковидного года, и снижения его потребления в автопроме. Даже если инвестиционный спрос оживет к концу года за счет снижения цены, он вряд ли будет сравним с автомобильным спросом.
Вестник Золотопромышленника