В июне текущего года Китай заявил о новой политике стимулирования рождаемости в стране, и уже в июле представил подробный план государственной программы "Третий ребенок". Частью этой программы стала реформа частной образовательной деятельности, которая запрещает компаниям получать от этого прибыль, привлекать капитал или становиться публичными — услуга становится бесплатной.
Этот шаг направлен на то, чтобы облегчить бремя китайских семей по воспитанию детей и стимулировать рождаемость.
"Пока результаты политики трех детей в Китае, и различных мер поддержки рождаемости еще очень неопределенные, мы считаем, что между уровнем рождаемости и потреблением золота имеется связь, и это заслуживает анализа", — считает главный аналитик World Gold Council (WGC) Рэй Цзя.
Население Китая. Структура населения Китая создает угрозу долгосрочному экономическому росту страны. С 2017 года рождаемость в Китае стала резко снижаться, и в 2019 году она составила 14,65 миллиона, что является самым низким показателем с 1961 года. Между тем население стареет, — по данным переписи количество лиц в возрасте от 65 лет и старше увеличилось с 7% в 2000 году до 8,9% в 2010 году, и до 13,5% в 2020 году. И по ожиданиям Всемирной организации здравоохранения, эта тенденция старения усилится.
Осознавая, что демографическая ситуация может стать препятствием экономического роста, официальный Китай с начала 2000-х годов постепенно ослабляет контроль над рождаемостью.
Политика "Одна семья — один ребёнок", проводившаяся в 1979-2015 годах, была призвана снизить нагрузку на земельные, водные и энергетические ресурсы страны. К 2000-м годам среднее количество детей, рождённых одной женщиной в течение жизни, в Китае снизилось с 6 до 1,6.
Теперь эта политика стала не актуальной, семьям разрешили иметь до трех детей, а в июле правительство утвердило программу "Третий ребенок", целью которой является поощрение рождаемости, и помощь домохозяйствам в воспитании детей.
Народ — главный потребитель золота. С макроэкономической точки зрения политика, направленная на увеличение рождаемости, в долгосрочной перспективе может значительно повысить китайский спрос на золото.
Согласно производственной формуле Кобба-Дугласа, совокупный объем производства страны зависит в первую очередь от национального капитала и затрат на труд. Модель роста Солоу — лауреата Нобелевской премии, также указывает на то, что долгосрочный рост экономики является следствием увеличения рабочей силы, капиталовложений и технологических достижений.
При успехе политики трех детей, более высокий уровень рождаемости приведет к росту рабочей силы через 15 лет, что в долгосрочной перспективе будет способствовать экономическому росту Китая.
"А наш исторический анализ показывает положительную зависимость между потреблением золота и экономической мощью страны", — утверждает Рэй Цзя.
По его словам, усилия страны по увеличению рождаемости должны стать хорошей новостью для китайских розничных торговцев золотом.
Во-первых, в китайских семьях принято младенцам дарить украшения в виде замков, кулонов в форме знаков зодиака на удачу, браслетов на руку, или браслетов на щиколотку. И продажи этих золотых изделий каждый год колеблются в зависимости от количества новорожденных.
Во-вторых, как уже отмечалось, увеличивающаяся рождаемость в долгосрочной перспективе повлечет за собой экономический рост, а более благополучные семьи будут больше покупать золотых украшений.
Однако, затраты на содержание трёх и более детей снижает семейный бюджет, воспитание и образование обходится дорого. Прямые затраты на ребенка до 18 лет включают питание, одежду, здравоохранение, образование, транспорт и развлечения. Кроме этого, к затратам можно отнести перерыв в оплачиваемой работе женщины, на роды и послеродовое время.
Следовательно, по мере увеличения детей регулярные расходы семьи растут, и родители вынуждены будут экономить, в первую очередь на золотых украшениях.
Итак, чем меньше детей нужно растить, тем выше покупательская способность. Однако правительство Китая принимает меры, чтобы облегчить содержание детей, и в будущем, возможно, будут предложены механизмы, которые компенсируют затраты на воспитание детей. А в долгосрочной перспективе благодаря экономическому росту наступит поворотный момент, когда рост дохода семьи перевесит расходы.
"Мы считаем, что, когда увеличение доходов многодетных родителей в результате экономического роста превысит затраты на воспитание и образование, то в семье возникнет естественная потребность приобретать предметы роскоши, в том числе и золотые украшения", — резюмирует эксперт WGC Рэй Цзя.
Вестник Золотопромышленника