Золотодобывающая компания Nordgold Алексея Мордашова отложила планы по возвращению на фондовый рынок, сославшись на изменение денежно-кредитной политики ФРС США, что привело к неопределенности на рынке. Однако эксперты, опрошенные Вестником Золотопромышленника, считают, что компания побоялась снова быть недооцененной.
Nordgold 22 июня объявила о решении отложить первичное размещение акций (IPO) на Лондонской фондовой бирже (LSE). Генеральный директор компании Николай Зеленский заявил тогда, что комментарии центрального банка США, указывающие на ускорение ожидаемого повышения процентных ставок, создали значительную неопределенность и волатильность в ресурсном секторе, в частности, это сказалось на золоте и акциях его производителей. Следовательно, было бы неразумно проводить IPO на данном этапе, отметил он.
"Поскольку Nordgold уже имела публичный статус, новое размещение акций не является для ее собственников самоцелью, — говорит старший риск-менеджер "Алго Капитал" Виталий Манжос. — Это скорее возможность хорошо заработать. Поэтому речь не идет о размещении по любой цене, которую примет рынок. Исходя из этого соображения, перенос сроков IPO выглядит как желание не продешевить".
Аналитик по товарным рынкам "Открытие-Брокер" Оксана Лукичева также считает, что компания, очевидно, рассчитывала привлечь определенный объем средств, но стало понятно, что может не добрать искомую сумму по капитализации. "Добывающие компании без уникальной истории роста обычно сильно зависят от колебаний рыночных цен на сырье, которое они производят. Nordgold — не исключение", — добавила она.
Схожего мнения придерживается и начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. По его словам, не исключено, что основных акционеров не устроила предварительная оценка. "Интерес у инвесторов к IPO также мог снизиться ввиду высокой волатильности цены на золото, которая наблюдается последний месяц", — добавил он.
В то же время эксперт полагает, причин, чтобы отложить размещение нет, и на рынке по-прежнему присутствует спрос на сырьевые бумаги, который во втором полугодии может только увеличиться.
Аналитик ФГ "Финам" Алексей Калачев, в свою очередь, выразил недоумение по поводу решения компании, так как считает время для IPO вполне благоприятным. "Все это довольно странно. Хотя цена золота и скорректировалась вниз от максимумов, но она достаточно высока, чтобы обеспечить золотодобывающим компаниям сильные финансовые результаты, а их капитализации — высокую оценку рынка", — заявил Калачев.
По оценке "Финама", капитализация Nordgold в результате IPO могла составить до 6,4 млрд долларов, а цена размещения — около 19 долларов за акцию.
Когда Nordgold в 2017 году уходил с LSE и выкупал свои акции у миноритариев по 3,45 доллара, цена золота колебалась в диапазоне 1200-1300 долл/унция. "Сейчас золото стоит чуть ниже 1800 долларов. Может быть, эмитент знает о будущей цене золота что-то такое, чего не знает пока никто. Но, на мой взгляд, перенос IPO в расчете на более выгодные условия может оказаться ошибкой", — подчеркнул Калачев.
Лукичева из "Открытие-Брокер" также выразила предположение, что компания через публичное размещение акций стремилась попасть в специализированные рейтинги и индексы, которые упрощают дальнейшую работу по привлечению капитала. "Сама компания об этом нигде не упоминает. Возможно, именно этот момент привел к решению отложить размещение. Возможно, это было принципиально", — отметила аналитик.
В Nordgold Вестнику Золотопромышленника подтвердили ранее причину отсрочки размещения, но выразили надежду вернуться на рынок. "У инвесторов после объявления ФРС США снизился аппетит к акциям золотых компаний. Это можно четко увидеть на динамике цен других производителей золота. Наши стратегические приоритеты не изменились, мы по-прежнему считаем, что компания нашего уровня должна быть публичной", — сообщил представитель компании.
Манжос из "Алго Капитала" также отметил потерю интереса к акциям крупных золотодобывающих компаний на Московской бирже в настоящее время.
Акции производителей золота традиционно пользуются высоким спросом в моменты экономических кризисов или же роста геополитической напряженности в мире. "Сейчас острая фаза кризиса уже миновала, но различного рода геополитические риски по определению способны проявляться неожиданно. Не исключено, что готовая к IPO компания Nordgold проведет размещение акций именно в подобный момент", — отметил Манжос.
По его наблюдению, сейчас по целому ряду причин привлекательность Лондонской фондовой биржи снизилась для размещения российских компаний.
"Что касается текущих цен на золото, то их уровень также не способствует успешному проведению IPO золотодобывающих компаний. Таким стимулом могло бы стать их восстановление в диапазон 1900-2100 долл/унция или же уверенная просадка в район 1600 долларов и ниже", — рассказал Манжос.
В начале этого июня компания заявила, что планирует получить листинг на LSE, и что допуск к торгам на бирже ожидается в конце июня — начале июля. Кроме того, обыкновенные акции Nordgold 9 июня были допущены к торгам на Московской бирже. Ценные бумаги должны были быть включены в первый котировальный список торговой площадки с торговым кодом NORD
Ожидалось, что free-float Nordgold после размещения составит как минимум 25%, и акции будут включены в индексы FTSE UK. В рамках IPO планировалось размещение существующих акций Nordgold.
Nordgold уже размещал свои ценные бумаги на LSE в январе 2012 года, но в начале 2017 года провел делистинг, однако не исключал возвращения на публичные рынки в перспективе.
В настоящее время основные акционеры компании — Алексей Мордашов и его сыновья, Кирилл и Никита, на долю которых суммарно приходится 99,94% уставного капитала.
Nordgold — золотодобывающая компания с активами в Буркина-Фасо, Гвинее, России, Казахстане, Французской Гвиане и Канаде. Кроме добывающих предприятий, имеет проекты развития, и широкий портфель геологоразведочных проектов и лицензий.
В 2020 году производство золота компанией в России и за рубежом составило 1045,6 тысячи унций (32,5 тонны), в январе-марте 2021 года Nordgold произвела 241,1 тысячи унций (7,5 тонны) золота, на 7% выше аналогичного периода 2020 года.
Вестник Золотопромышленника