До недавнего времени Южная Африка, США, Австралия и Канада были основными поставщиками золота на мировой рынок, еще в 1995 году на эти четыре страны приходилось 56% годовой добычи, однако за последние 25 лет произошла географическая диверсификация, и в 2020 году их вклад в мировую добычу упал до 24%, говорится в материалах LBMA.
ЗА 25 ЛЕТ, наряду с диверсификацией добычи наблюдалось и значительное увеличение производства с 2299 тонн в 1995 году до 3400,8 тонны в 2020 году, и 3531,8 тонны в 2019 году. В 2018 году мировая добыча показала исторический максимум в 3556 тонн, что на 55% больше 1995 года.
Значительная часть увеличения производства пришлась на Китай и Россию. Китай обогнал Южную Африку в 2007 году, став крупнейшим производителем золота в мире, и с тех пор бессменно держится на этой позиции. А Россия — в 2019 году обогнала Австралию и заняла вторую строчку мирового рейтинга. В прошлом году Китай и Россия, по предварительным оценкам, добыли 364 тонны и 341 тонну соответственно, что позволит им сохранить статус двух ведущих стран-производителей первичного золота.
Такая динамика была вызвана неуклонным ростом цены на золото — более 360% за весь период: в том же 1995 году унция золота в среднем стоила 383,79 долларов (395 — максимум в апреле), а в 2020 году средняя цена по году составила 1769,60 долларов за унцию (2067,15 — максимум в августе).
Помимо высоких цен, дополнительный стимул отрасль получила от того, что развивающиеся страны открылись для иностранных инвестиций. Это привело к значительному увеличению добычи золота в Африке, Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америке. И наоборот, в течение последних 25 лет добыча в Южной Африке постоянно снижалась, и в 2020 году она составила 107 тонн, по сравнению с 554 тоннами в 1995 году.
Существенное снижение стало результатом естественной отработкой южноафриканских месторождений, — средние содержания с годами упали, а добыча из глубоких рудников требует очень больших затрат. ЮАР больше не является крупнейшим производителем золота в Африке, в 2018 году Гана заняла это место.
Прошедший 2020 год был не стандартно трудным, поскольку пандемия COVID привела к введению карантинных мер, которые требовали временного прекращения операционной деятельности. Это повлияло на объемы в нескольких основных странах-производителях, таких как Канада, Китай, Южная Африка, Перу и Мексика. В результате мировое производство золота снизилось на 4%.
Несмотря на продолжающуюся пандемию, компании научились контролировать риски — внедряют соответствующие процедуры для мониторинга и остановки распространения вируса на своих предприятиях. По мере того, как будет распространятся вакцинация, будут ослабляться карантинные меры, и как следствие, мы можем ожидать возврата к росту производства в этом году. Но каковы дальнейшие перспективы, что будет в течение следующих 25 лет?
Чтобы оценить это, необходимо учитывать ряд факторов, включая запасы и ресурсы, динамику цен и затрат, инвестиции в геологоразведку, а также ESG/углеродный след.
ЗАПАСЫ рудного золота в недрах на конец 2019 года составляли 55 460 тонн. Если предположить, что средний коэффициент извлечения составляет 90%, этого будет достаточно для поддержания нынешних темпов мировой добычи в течение 14 лет. В дополнение к этим запасам есть еще 183 240 тонн золота в ресурсах. Этого достаточно для поддержания уровня добычи в течение следующих 46 лет. Однако не весь этот материал будет успешно конвертирован в запасы и в итоге извлечен, поскольку добыча некоторых из них будет считаться нерентабельной. Примерно 70% этих ресурсов залегают в недрах действующих рудников, и есть большая вероятность, что дойдут до аффинажа. Остальные 30% ресурсов, которые можно отнести к перспективным проектам, вряд ли дойдут до производства.
ПРИ ТЕКУЩИХ ЦЕНАХ на золото, подавляющее большинство рудников приносят очень высокую прибыль. Чтобы поддерживать добычу, эта маржа должна позволить отрасли направлять капитал в новые проекты, или в расширение существующих операций, чтобы компенсировать падение добычи из-за естественной отработки месторождений. Средние капитальные затраты на строительство нового рудника оцениваются примерно в 200 долларов на унцию в течение всего срока его эксплуатации.
Однако в последние годы основные производители золота весьма осторожно относятся к инвестициям в развитие. Их внимание больше сосредоточено на поддержании максимальной стоимости активов и увеличении прибыли.
Глядя на 12 крупнейших золотодобывающих компаний, мы видим, что их совокупный уровень капитальных затрат в 2019 году был менее половины от уровня 2012 года, когда эти вложения достигли пика в 35 млрд долларов. Ожидается, что и в 2020 году результат будет не выше предыдущего года, несмотря на резкое повышение цен на золото.
Контроль над капиталом и затратами помог этим компаниям укрепить свои балансы и повысить доходность для акционеров. Этот подход, похоже, останется популярным и в будущем, — инвестиции будут направляться только в высоко прибыльные проекты, и в результате рост добычи будет ограничен.
РАЗВЕДКА также необходима для поддержания уровня добычи в долгосрочной перспективе. К сожалению, здесь тоже мало оптимизма. В период с 1990 по 2019 год было открыто 278 крупных месторождений золота. Однако за последнее десятилетие было сделано только 25 из этих открытий, и ни одного в период с 2017 по 2019 год. Отсутствие новых открытий говорит о том, что инвестиции были сосредоточены на расширении уже обнаруженных месторождений. Это отражает высокие риски, связанные с поиском новых объектов, и большинство компаний предпочитают тратить деньги на расширение существующих ресурсов.
В мире осталось относительно мало неразработанных высококачественных месторождений золота, которые смогут в течение следующих 25 лет заменить истощающиеся рудники. Это создает проблему для поддержания текущего уровня производства в долгосрочной перспективе и является проблемой уже несколько лет.
ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА для горнодобывающих компаний будет одним их главных вопросов, особенно в части контроля выбросов парниковых газов, — акцент на ESG (экологическое, социальное, корпоративное управление).
Акционеры все чаще требуют сокращения выбросов, и большинство компаний берут на себя такие обязательства. Для этого им придется финансировать развитие возобновляемой энергетики, приобретать более эффективное оборудование и электрифицировать технику, и доля расходов, идущих в этом направлении, будет только увеличиваться. Следовательно, это сократит средства, доступные для развития и разведки запасов.
ПОДЗЕМНАЯ ДОБЫЧА станет главным источником золота в мире.
В последние 25 лет золото добывалось в основном открытым способом (карьер), при этом объемы на подземных рудниках сокращались, например, в Южной Африке. Широкое распространение получила технология кучного выщелачивания низкосортной руды, особенно при наличии более крупного горнодобывающего и перерабатывающего оборудования, позволяющего добиться экономии за счет масштаба карьера.
Однако в последние годы эта тенденция изменилась, и доля добычи золота из подземных рудников увеличилась с 33% в 2015 году до 37% в прошлом году. Этот разворот, вероятно, продолжится по нескольким причинам.
Средняя глубина обнаруживаемых новых месторождений увеличивалась, и их большая часть лучше подходит для подземной, а не открытой отработки. Кроме этого, все больше стареющих карьеров будет постепенно переходить на подземную разработку глубоких горизонтов рудных тел. А технологические усовершенствования, такие как автоматизация и дистанционное управление, позволят повысить эффективность и безопасность подземных операций, что снизит эксплуатационные расходы и улучшит экономику подземной добычи.
БЛИЖАЙШИЕ 25 ЛЕТ. Имеющихся запасов достаточно для поддержания текущего уровня добычи в течение 14 лет. Этот период дает достаточно времени для конвертации ресурсов в запасы, и компенсировать добытые унции, а также для обнаружения новых месторождений на долгосрочную перспективу. Однако это всё возможно при надлежащих инвестициях, которые будут зависеть от цены на золото. Если цена, и рентабельность останутся высокими, то горнодобывающие компании смогут направлять часть прибыли в развитие, и — наоборот.
В дополнение к этому, в течение следующих 25 лет технический прогресс может сильно изменить будущее всей отрасли. Нас ждет значительное усовершенствование существующих методов добычи и переработки с внедрением автоматизации и искусственного интеллекта. Помимо увеличения производства, эти технологии, безусловно, будут нацелены на сокращение выбросов, чтобы улучшить экологические показатели.
В последние несколько лет добыча полезных ископаемых на морском дне является предметом обсуждения, и экспериментов. Однако маловероятно, что это станет значительным источником добычи золота в течение следующих 25 лет из-за (пока еще) доступности земных месторождений, и различных препятствий — технологических, экологических и экономических.
"Мы считаем, что цены на золото будут высокими еще два года, а затем — до 2025 года будут снижаться. В ближайшем будущем это будет стимулировать увеличение инвестиций в разведку и новые проекты. Однако, по мере снижения цен стимулы исчезнут. Мы ожидаем, что основные компании по-прежнему будут сосредоточены на максимизации стоимости активов и увеличении прибыли для акционеров, а также будут вкладываться в ESG инициативы", — уверены в LBMA.
Капитальные затраты в новые проекты будут нацелены исключительно на ограниченное количество месторождений высокого качества. Что приведет к росту мировой добычи золота в ближайшие несколько лет. "Однако в долгосрочной перспективе отсутствие инвестиций в геологоразведочные работы и новые проекты, наряду с увеличением числа подземных активов с длительным сроком эксплуатации, приведет к тому, что добыча золота будет находится на одном уровне или даже снижаться. Хотя это снижение может быть в некоторой степени компенсировано повышением эффективности за счет новых технологий", — резюмировали эксперты LBMA.
Вестник Золотопромышленника