Цена на палладий в последнее время бьет рекорды — уже в районе 1000 долларов за унцию — впервые с начала 2001 года, и снова стоит дороже платины.
Это происходит на фоне противоборствующих тенденций в автомобильной промышленности. Так, продажи дизельных автомобилей заметно снизились, тогда как спрос на машины с бензиновыми двигателями "выстрелил".
Палладий чаще всего используется для изготовления катализаторов выхлопных газов именно для бензиновых двигателей. Если цена на палладий будет оставаться выше платины продолжительное время, автопроизводители могут задуматься о его замене на платину, отмечают аналитики Commerzbank.
Палладий получил толчок к росту от значительного увеличения машин с бензиновым двигателем в Европе. По данным Европейской ассоциации производителей автомобилей, за первое полугодие текущего года было продано больше автомобилей с бензиновым двигателем примерно на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, а продажи дизельных авто — сократились на 4%.
В июле доля дизельных авто снизилась до 45,1%, в августе — до 42,7% и до 42,5% в сентябре по сравнению с долей в 50% в июле 2016 года.
Потребители не хотят покупать дизельные авто из-за скандалов с производителями по поводу манипулирования уровнем выбросов, а также из-за разговоров о возможном запрете использования старых дизельных машин в центрах городов, и возможной отмены налоговых льгот на дизтопливо.
Значительное снижение продаж отмечается в Германии, Франции, Италии, Испании, и в Великобритании, где предстоящий Brexit создает дополнительное давление.
В результате растет спрос на автомобили с бензиновым двигателем, и как следствие — на палладий.
Крупнейшая в мире компания по переработке металлов платиновой группы Johnson Matthey (JM) ожидает шестой год дефицита палладия на рынке, и достаточно большой — 792 тысяч унций (24,6 тонны). В отличие от палладия, платины будет в избытке примерно на 302 тысячи унций (9,4 тонны).
Впервые с февраля 2001 года ценник на палладий в середине этого октября вырос до 1010 долларов. С начала года цены увеличились на 45%, тогда как на платину практически оставались на месте. Если палладий будет продолжительное время дороже платины, то производители автокатализаторов задумаются о его замене на платину. Также, палладий может быть частично заменен платиной и в бензиновых двигателях. "Конечно, это невозможно сделать быстро, но компании должны быть уверены в том, что палладий будет стоит дороже платины еще длительное время", — отмечают аналитики Commerzbank.
С 1987 года — начала биржевой торговли платиной и палладием, такое случалось только с декабря 1999 года до сентября 2001 года, при этом цена палладия значительно превышала цену платины только в период с февраля 2000 по май 2001 года.
JOHNSON MATTHEY
JM в квартальном отчете также отмечает сокращение доли дизельных автомобилей и возможное влияние на палладиевый и платиновый спрос.
Это сокращение доли рынка, как и последние изменения в технологиях производства катализаторов, приведут к снижению спроса на платину в европейском автопроме. Для бензиновых двигателей, напротив, введение лимитов по сажевым частицам, в сочетании с внедрением реальных дорожных выхлопов, приведет к установке фильтров твердых частиц на бензиновых автомобилях с прямым впрыском топлива. В результате произойдет увеличение средних вложений палладия в катализаторы для бензиновых двигателей.
В инвестиционном спросе на физический металл в последнем квартале наметилась смена тенденций в закупках фондов ETF, объемы платины в фондах сократились на 39 тысяч унций, в то время как объемы палладия выросли на 150 тысяч унций.
Сокращение платиновых позиций в фондах указывает на использование конъюнктурного момента роста цен, основная реализация наблюдалась в сентябре, когда цена несколько дней держалась на уровне выше 1000 долларов за унцию. Основная активность по палладию наблюдалась в южноафриканских фондах, которые в целом переходили из платины в палладий, но при этом значительно увеличили общий объем инвестиций.
В то же время, с начала года платиновые ЕТF выросли на 53 тысячи унций, в то же время палладиевые — сократились на 132 тысячи унций. Объемы продаж инвестиционных платиновых слитков в Японии за последний квартал оставались на положительной территории, несмотря на рост цены в йенах. Это отражает фактор сохраняющейся "низкой" цены в йенах по сравнению с первыми месяцами года, а также превалирующим мнением, что покупка платины по текущей цене выгоднее, чем золота.
Цена на палладий продолжает отражать дефицит баланса спроса и предложения, в третьем квартале цена на металл выросла на 11%, завершив квартал на отметке 935 долларов, и превысив цену платины впервые за 16 лет.
Это событие отмечает ожидаемый, но от этого не менее принципиальный поворотный момент, в случае закрепления которого последствия для спроса в будущем будут значительными, особенно в тех областях, где эти два металла взаимозаменяемы.
В то же время некоторое восстановление доллара в последние дни сентября, чему способствовала положительная экономическая статистика, указывающая на потенциальное третье повышение процентных ставок в текущем году, привело к непропорциональной коррекции цен на платину. Это объясняется, в значительной степени, все более нарастающими в мире настроениями против дизельных автомобилей. В результате платина потеряла весь рост котировок и закончила третий квартал на неизменном уровне в 920 долларов.
Фактические и прогнозные цены Commerzbank, долл/унция: |
||||
|
на 19 октября |
2016 |
2017 |
2018 |
золото |
1 290 |
1 248 |
1 275 |
1 375 |
серебро |
17,3 |
17,1 |
17,3 (18,8) |
19,5 (20,5) |
платина |
925 |
989 |
950 (1 050) |
1 125 (1 250) |
палладий |
963 |
615 |
850 (750) |
870 (830) |
* в скобках предыдущий прогноз банка от 1 марта 2017 года
Вестник Золотопромышленника