С 1 сентября вступили в силу изменения в закон РФ "О недрах" в редакциях федеральных законов №656-ФЗ и 677-ФЗ от 25.12.2023, согласно которым:

  • пользователями недр с целью регионального геологического изучения недр (РГИН) могут быть федеральные государственные учреждения и юридические лица за счёт средств федерального бюджета и собственных (или) привлеченных средств соответственно (дополнение частей 11 и 12 к ст.9 №656-ФЗ от 25.12.2023);
  • поисковые лицензии для геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений (поисковые лицензии) будут проводиться в соответствии с утверждённой проектной документацией (ст.291 №677-ФЗ от 25.12.2023);
  • переход прав пользователя недр (поисковые лицензии) другому юридическому лицу (п.71 части первой ст.171 №656-ФЗ от 25.12.2023);
  • установление порядка проведения апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых (п.51 части 1 ст.3 и ст.291 №677-ФЗ от 25.12.2023).

В новой редакции (пункт 11 части второй ст.10 ФЗ №656 от 25.12.2023) лицензии для регионального геологического изучения выдаются на срок не более трёх лет.

Что может юниорная компания за три года
Этот срок не для них. Получить положительную госэкспертизу на проектную документацию, провести геологические маршруты, литогеохимические, геофизические и другие исследования. Пройти канавы, шурфы и пробурить поисковые скважины. Отобрать пробы и ждать их результаты. На обработку данных, количественную и качественную оценку перспективных объектов времени не остаётся. Дальше возможно только написать отчёт и сдать его в геологический фонд.

Последняя попытка зародить юниорное движение для геологического изучения недр (ГИН) с помощью заявительного принципа была обновлена в рамках совместного приказа Минприроды России и Роснедр от 28.10.2021 №802/20. Примечательно, что выдача таких лицензий, по-прежнему, исключала запасы, числящиеся на госбалансе. Государство как бы приглашает искать месторождения там, где отсутствуют признаки обнаружения руды. "Ищите чёрную кошку в тёмной комнате". За рамки этого приказа выводились участки недр (УН) с запасами, числящимися на госбалансе, но не имеющие самостоятельного промышленного значения. Это условие пренебрегает древнейшим правилом рудокопов "ищи руду возле руды".

Поисковые лицензии по заявительному принципу сроком на 5 лет начали раздавать всем желающим, чаще всего людям далёким от геологического образования. Выполнение поисковых работ за счёт внебюджетного финансирования в 2017 году по сравнению с 2016 годом выросло на 54%. Увеличилась, в основном, платная бумажная работа по составлению и экспертизе проектной документации, а планируемые геологоразведочные работы (ГРР) сократились из-за отсутствия средств. Предельное количество поисковых лицензий, выдаваемых на одну юниорную компанию, и допустимый размер площади каждого из них установлены совместным приказом Минприроды России №901 и Роснедр №09 от 21.12.2022 (не более пяти участков размером не более 500 кв км). На сопредельных коренных месторождениях ТПИ — не более 100 кв км, на россыпных — 20 кв км, на алмазах — 500 кв км.

Переход прав к другому юридическому лицу (свободный оборот лицензий) допускается только для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений (п.71 части первой ст.171 федерального закона №656 от 25.12.2023). А чтобы они попали в хорошие руки, будут проверяться их финансовые и технические возможности, отсутствие нарушений правил пользования недрами в течение последних 2-х лет и комплектация профильными специалистами с опытом работы не менее 5-ти лет.

Передача юниорными компаниями другому лицу для дальнейшего геологического изучения перспективных месторождений возможна, если их деятельность будет распространяться на геологический этап в целом, включая поиски, оценку и разведку, с увеличения срока минимум до 7-ми лет с учётом вероятностного характера ГРР-процесса и переоформлением лицензий серии БП в БЭ.

Особо следует обратить внимание на порядок многоуровневой оценки прогнозных ресурсов ТПИ. Корни этого порядка уходят к Стратегии развития минерально-сырьевой базы (МСБ) РФ до 2035 года, утверждённой правительством 22.12.2018 №2914-р с формулировкой, что "МСБ РФ представляет собой совокупность разведанных и оценённых запасов, а также локализованных и прогнозных ресурсов".

Альянс прогнозных ресурсов и запасов с добычей не создаст устойчивость МСБ. Из этой цепочки выпадают ресурсы месторождений, изучаемых профессионалами на этапе геологического изучения.

Единые принципы российской классификации запасов и прогнозных ресурсов ТПИ, утверждённые приказом Минприроды РФ 11.12.2006 №278, на основе совокупности количественного выражения ценности национальных недр с низкой долей вероятности открытия месторождений (минерагенические таксоны разного ранга) смешаны в одном флаконе без предварительного отделения мух от котлет.

Как ни странно, но прогнозные ресурсы в составе МСБ не помогают развитию юниорного движения, а занижают приоритет геологов на стадиях открытия и изучения месторождений, в принятии оперативных решений по заверке промежуточных моделей месторождений, в выборе оптимальных методов подсчёта ресурсов и оценке их геолого-экономической эффективности. Добавьте к этому государственную экспертизу проектной документации, которая щедро дарует объёмы исследований на всю территорию УН площадью до 500 кв км. Цель таких проектов должна быть одна: выполнить геологическое задание — открыть месторождение. Юниоры не должны быть связаны с перечнями, которые формируются годами. Заявки их должны иметь приоритет.

Федеральным законом №123 от 30.04.2021 исключена из закона РФ "О недрах" статья 23.1, содержавшая отсылочную норму о разработке методик геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений и участков недр. Отныне изъятие горной ренты будет за счёт уплаты разового платежа (ст.40 Закона РФ "О недрах"), через аукционы и без них. Утверждены методики расчёта минимального (стартового) размера разового платежа за предоставление прав пользования недрами без проведения аукционов — постановление правительства от 28 декабря 2021 №2498 и при подготовке условий проведения аукционов — совместный приказ Минприроды России №242 и Роснедр №01 от 31 марта 2022.

Обе методики минимальную (стартовую) цену рассчитывают одинаково, отличие между ними заключалось в том, что без проведения аукциона цена за УН не повышалась, а через аукционы — росла в зависимости от эмоционального состояния участников.

Сами методики используют поправочные коэффициенты для перевода прогнозных ресурсов в условные запасы категории С1, дальше на них прикидываются разные технико-экономические показатели будущего горнодобывающего предприятия и превращение в конкретные денежные платежи. Кроме того, в зависимости от степени геологической изученности установлены коэффициенты: для участков недр, не имеющих какой-либо геологической изученности — коэффициент 3, т.е. в три раза; для участков, имеющих запасы категории С2 и прогнозные ресурсы — коэффициент 5, т.е. в пять раз. И для разведанных месторождений — коэффициент 8, т.е. в восемь раз. Вообще-то неприлично изымать платежи, увеличивая их в 3-5 раз, за предоставление лицензий на УН, где месторождение ещё не открыто или его только начали изучать. Перефразируя известные слова из фильма о Чапаеве: "белые придут, грабят, красные — тоже грабят. Куда тут юниору податься".

Участки недр, не имеющие самостоятельное промышленное значение (СПЗ) должны без разового платежа по заявительному принципу предоставляться юниорным компаниям для геологического изучения, покупая их юниоры лишаются части будущего бюджета на ГРР.

В настоящее время в нераспределённом фонде не осталось разведанных месторождений золота. Дальше придётся искать схему купли-продажи по договорам, так как собственность на разведанное месторождение государственная.

Многоуровневой порядок оценки не означает, что МСБ ТПИ в своём основании должно опираться на прогнозные ресурсы разных рангов. Нужно, чтобы в этом "органическом бульоне" сначала обнаружили месторождения. Все классификации месторождений ТПИ, в том числе и действовавшие в советское время прогнозные ресурсы от запасов отделяли по факту открытия месторождений. Недостаток советских классификаций, равно как и российских, включая единую классификацию ТПИ 2006 года, заключался в том, что по степени геологической изученности не были выделены два этапа: Ресурсы ТПИ (предполагаемые, выявление и оценённые) и Запасы ТПИ (вероятные и доказанные) — по примеру международно-признанного российского Кодекса НАЭН-2014.

ГКЗ СССР также, как и российский ФБУ ГКЗ, проводили государственную экспертизу на материалах постоянных разведочных кондиций и подсчёта геологических запасов, квалифицируя их подготовленными для промышленного освоения. Отраслевые министерства в советское время или стратегический инвестор в настоящее время проводили геологическое доизучение месторождений и детализацию их модифицирующих факторов на более высоком уровне. Естественно, количественные и качественные параметры месторождений менялись. Это часто приводило к дискуссиям, осуждающим пользователей недр за игнорирование интересов государства. Тогда перенесите государственную экспертизу на более поздний срок, когда будет выполнен полный объём изучения месторождения на этапе Запасов ТПИ.

Нужна ли нам апробация прогнозных ресурсов
В оценке прогнозов сколько геологов, столько мнений. Зачем создавать над ними институт апробации, доказывающий, что со стороны видней? От того, что прогнозные ресурсы будут апробированы, надежда на их подтверждение не увеличится. Всё равно нужно искать месторождения.

На поставленный вопрос: быть или не быть юниорным компаниям в России — ответ, безусловно, быть! Но для этого придётся осознать, как так получилось, что развал геологической службы состоялся в одночасье, а "возрождение легенды" тянется уже несколько десятков лет.

Престиж Геолога и деятельность юниорных компаний в сфере поиска, открытий, оценки и разведки ресурсов месторождений, должны быть восстановлены. Юниоры должны занимать особое место в новых нормативно-правовых документах, прежде всего, в Положении о порядке проведения ГРР по этапам и стадиям ТПИ и Классификации Ресурсов и Запасов месторождений ТПИ. Попытки гармонизировать (вылечить таблетками) подобные акты, действующие в России, не дали результатов.

Нужна хирургическая операция — отсечь прогнозные ресурсы, создать полноценный этап геологического изучения месторождений и конвертировать ресурсы в запасы по международным стандартам. Пример для этого есть — указанный выше Кодекс НАЭН.

По другим изменениям законодательства о недрах, вступающих в силу с 1 сентября текущего года, предполагается:

  • для РГИН выдаются лицензии на 3 года с целью реализации таких УН через аукцион после апробации прогнозных ресурсов ТПИ. Так как юниорам противопоказано участие в аукционах, то будем считать этот канал для них закрыт;
  • для ГИН, включая поиски и оценку месторождений с лицензиями на 5 лет, юниорам подходят, если продлить срок до 7-10 лет и дополнить геологический этап разведкой месторождений;
  • переход прав другому юридическому лицу лицензий ГИН, включая поиски и оценку месторождений, неприемлем для юниоров, так как открыв, оценив и разведав месторождение у него нет никаких прав на него. Законодательное решение этого вопроса архиважное. 

Специально для Вестника Золотопромышленника — горный инженер-геолог,
член Общества экспертов России по недропользованию
Виктор Иванов, кгмн 

Вестник Золотопромышленника

https://gold.1prime.ru/reviews/20240903/552962.html